Создание постеров для фильмов стало возможным в районе 70-х годов 19 века. В то время появилась технология печати, позволяющая производить яркие и насыщенные картинки с богатыми текстурами. Первым кинопостером была реклама короткометражного фильма «Художественные проекции». Тогда это было изображение девушки, держащей листок с расписанием кинопоказов. Автором стал известный график Жюль Шере – именно он заложил основу для привычных нам плакатов с анонсами будущих фильмов! Однако это был лишь первый шаг к тому, что мы сейчас поголовно встречаем на улицах и в кинотеатрах, потому что позднее, в 1895 году, художник Марсель Озоль впервые перенес содержание фильма на плакат – помимо публики, он изобразил экран с одной из сцен фильма. 

Кинопостер, как известно, имеет четкую структуру. Представьте себе рекламу любого фильма, своего любимого или того, который скоро должен появится в кинотеатрах: они все похожи. Но что же их объединяет? Давайте разбираться!

Основная функция постера – реклама, передача сообщения от создателя к зрителю, желательно такого, которое точно заставит человека прийти, потратить свое время на фильм и принести прокатчику выручку. Базовый набор для любого кинопостера – название и изображение главных героев, как первого, на что падает взгляд, а далее по убыванию размера, либо же равноценно: имена актеров, режиссеров, дата выхода. Однако, не смотря на свою рекламную функцию, кинопостер – хороший медиум для творчества, который может даже стать произведением искусства и остаться в истории дольше, чем до указанной даты выхода. 

Художники и дизайнеры часто используют интересные или необычные приемы в создании плаката. Например, художник Сол Басс – один из тех, кто не любит визуальный шум и в своих работах отдает предпочтение минимализму, толстым линиям и ярким цветам. Так, на одной из его самых известных работ – постеру к «Сиянию» Стэнли Кубрика, нет выстроенных в линеечку героев или вызывающих картинок – лишь название со странным изображением внутри и тревожный желтый. Басс нарисовал множество набросков, но все они были отвергнуты режиссёром. Не ясно, что за лицо изобразил Басс на постере, ведь оно не принадлежит ни Джеку Николсону, сыгравшему главную роль, ни другому любому актеру из фильма. 

Сегодня мы видим множество одинаковых кинопостеров в популярном кино. Выходит множество блокбастеров и продолжений известных франшиз, и студии редко идут на эксперименты в вопросах, касающихся рекламных плакатов. Например, почти все постеры, посвященные выходу новых фильмов по «‎Звездным войнам»‎ или фильмов из киновселенной «‎Марвел»‎ выглядят плюс-минус одинаково. В середине композиции оказывается главный герой, остальные персонажи раскиданы вокруг него, а внизу красуется яркий заголовок. Можно сказать, что современный кинопостер стоит на месте, ведь большие корпорации действуют по проверенному пути в дизайне, боясь отпугнуть массовую аудиторию. 

Конечно, в таком случае, плакат почти полностью лишается художественной составляющей, выполняя лишь коммерческую и рекламную функцию. Среди малобюджетных или инди-картин можно часто встретить более нестандартные и творческие примеры. Содержание сегодняшних кинопостеров также варьируется от жанра к жанру.

В 21 веке встает еще один вопрос, касающийся кинопостеров — нужны ли они вообще? Даже если не брать во внимание пандемию, которая практически на два года закрыла людям доступ в кинозалы, а фильмы, и соответственно, их рекламные кампании перекочевали в цифровое пространство. Мало кто выбирает что посмотреть непосредственно по приходе в кинотеатр, а многие так вообще отдают предпочтение стримингу и домашнему просмотру. Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос, ведь, как было упомянуто выше, постер для многих зрителей и работников киноиндустрии — не просто реклама, но и самостоятельное произведение искусства, часть фильма. 

Кинопостер сегодня развивается не так стремительно, как несколько десятилетий назад, однако, это точно не линейная история. Поэтому, еще несколько десятков лет спустя, нас с вами возможно ждет что-то совершенно новое, неожиданное и интересное.