Это когда на кону борода, челка или ее отсутствие, а что происходит с делами покрупнее?

Если результат драматически не совпал с ожиданиями, личные обстоятельства помешали сдаче проекта или в процессе работы возникли недопонимания, несовместимые с её продолжением? Скажем, модель не явилась на съемку, фотограф ушел в запой, у художника депрессия, а программиста накрыло и смыло волной несчастной любви, и сайт остался на уровне палка-палка-огуречик? Здесь уже тянет обратиться в компанию, которая такие риски сведет к нулю. Понятно, что результат будет дороже, но и сон крепче, когда за вас не спят и контролируют происходящее специально обученные люди.

Иллюстратор Валера Thewatt

И на этом моменте некоторых тянет совместить. В области иллюстрации можно проект сложный и многоступенчатый отнести в агентство, а на другом сэкономить, написав исполнителю лично. Найти творческого человека всегда легко, хотя некоторые компании ищут способы: кто-то шифрует имена тех, с кем работает, и вместо Васи иллюстрации или фотографии подписывает V.V. Кто-то другие пути ищет. Но, как ни подписывай, а Васю в мешке не утаишь, и работы в сети всегда на исполнителя выведут. Мы своих ребят не прячем, Лешу Курбатова Мариванной не зовем. Хотя и контакты не шерим: кто ищет, тот всегда и везде найдет. И даже сам шутерс не о том, что фу так делать и нехорошо в обход агентств иллюстраторов находить, а, скорее, об этическом аспекте серьезных профессиональных отношений.

Можно увести из салона номер мастера и продолжать ходить туда же на прочие вещи.

Можно договориться с преподавателем лично, а потом прийти на эти же курсы, если что-то пошло не так, и остаться незамеченным.

Иллюстратор Валерий Зарытовский

Другие миры теснее, и убиваться над проектами здесь интереснее в условиях некой лояльности. Например, агентство отбирает иллюстраторов, часто «выращивает» их для рынка и помогает состояться профессионально, подбадривая в нужные минуты, находя под них проекты, помогая с развитием. В другой сфере интеллектуальной деятельности происходит примерно то же самое. И отдельно объяснять, зачем все это нужно, вроде бы ни к чему. Что вопрос не только в процентах, но и обязательствах по отношению ко всем сторонам.

Желание получать преимущества работы в одной и той же команде, время от времени контактируя с кем-то из неё напрямую, кажется странным. Как принесенное с собой в кафе винишко (случаи отозванной лицензии не считаются) или наломанный в городском парке букет — вроде бы ничего криминального, ну бабушка крикнет «бесстыдник», дети за соседним столом похихикают, взрослым людям чуть неловко станет. Студенческий шик предполагает возраст юный, деньги малые и надежды Диккенсовы.

Годы учат находить общую волну с родителями, соблюдать спич-код, не крутить романов с коллегами — not to shit where you eat. Такой подход обеспечивает бонусы рабочего покоя, дружеской поддержки в сложный рабочий момент — словом, приятные условия труда и плюсы хорошего человеческого отношения. То, что многие компании со своей стороны дают и в ответ получить надеются.