Самая важная и интересная эпоха советского киноплаката — 1920-е и начало 1930-х годов. Тогда при «Совкино» существовал отдел, который занимался исключительно афишами для прокатных кинофильмов. Под руководством Якова Руклевского в нем работали многие заметные художники того времени, выходцы из ВХУТЕМАСа и Строгановки. Среди них и знаменитые братья Стенберги. Георгий и Владимир Стенберг совместно создали более трех сотен киноплакатов, узнать которые можно по подписи «2 Стенберг 2».

Знания в области литографии и всяческие хитрости, изобретаемые художниками для воспроизведения фотографий, вытягивали очень плохое качество тогдашней печати. Поэтому работы Стенбергов разительно отличались от остальных не только эстетически, но и техническими параметрами.

Почти все ранние киноплакаты братьев сделаны для зарубежных лент, в основном это американское кино и кое-что из немецкого экспрессионизм — это не могло не наложить определенный отпечаток на их стиль. Однако с появлением первых советских фильмов заметен уже только широкий конструктивистский шаг Стенбергов, которым сделан, например, плакат к «Броненосцу Потемкину» и другие поздние работы братьев.

Главное в Стенбергах — любовь к симметрии и удивительное чувство перспективы. С помощью простых геометрических форм художники создавали живые композиционные сюжеты. Они находились в бесконечном эксперименте с плакатным листом: «Мы свободно обращаемся с материалом, не соблюдаем пропорции, переворачиваем фигуры — используем все, что может остановить даже спешащего прохожего».

Кроме своих плакатов, братья Стенберги известны благодаря работам в других областях прикладной графики и в скульптуре. Еще их имена непременно всплывают в контексте праздничного оформления Красной площади, за которое они отвечали на протяжении нескольких лет вплоть до гибели младшего Георгия в автомобильном происшествии в 1933 году.

Плакат Александра Родченко

Нет, кажется, ни одной области изобразительного искусства того времени, в которой не оставил свой след Александр Родченко, главный носитель бренда советского конструктивизма. Сам он нарисовал не так уж много киноплакатов, но его острое понимание дизайнерской повестки, а также уникальные опыты в области фотографии и графики очень сильно повлияли на советскую традицию киноплаката. Но не только сильная изобразительная школа помогла советскому киноплакату стать высоким жанром, многим он обязан и кинематографу. Художники работали в удивительной атмосфере и соприкасались с такими талантливыми людьми, как Сергей Эйзенштейн, Дзига Ветров и Александр Довженко.

В 20-е годы киноиндустрия и смежные области еще не были окончательно парализованы советской цензурой, поэтому киноплакат был более менее свободен от идеологии. Самое страшное, что случилось после — творческая свобода, которой располагали художники этого жанра, была вытеснена набором идеологически безопасных штампов, в последующие годы набивших серьезную оскомину и авторам, и зрителю.

Одна из первых художественных находок авангардистов, которая значительно расширила рамки жанра, — отказ от облигаторного изображения портретов одного или нескольких героев фильма. Можно этот притянуть к концепции обезличивания из постмодернистской культуры, но скорее всего художникам просто наскучило рисовать одни и те же лица. Второй важный элемент — знаменитая конструктивистская типографика, которая основательно повлияла на вектор развития плакатного жанра в нашей стране.

Что касается композиционных решений, дизайнеры любили имитировать техники из кинолент своего времен: искажение пропорций, короткое фокусное расстояние, нестандартные углы освещения и т.д. Большое распространение получил коллаж — как графический парафраз монтажных экспериментов в кино.

Еще один важный фактор свободы — возможность самостоятельно выбирать цветовую палитру. Сегодня все колористические решение принимаются режиссером или оператором на этапах подготовки и производства фильма, но в эпоху черно-белого кинематографа именно авторы афиш решал, в каком цвете монохромная картинка будет транслироваться с экрана в головы зрителей. И надо сказать, они нисколько себя не ограничивали — в плакате того времени можно наблюдать разнообразие и смелость, несмотря на то, что в целом графика 20-х отличалась очень лаконичными взаимоотношениями с цветом.

Кроме того, существовала масса других художественных и культурных факторов, которые сделали это историческое время и место самым подходящим для появления сильной плакатной традиции. К сожалению, за яркой вспышкой последует продолжительная эпоха графической стагнации, в которой многие талантливые советские плакатисты, которые могли и хотели работать, все же терялись на фоне бездарной конъюнктуры. Но советская традиция киноплаката не прервалась, а скорее переехала — зарубежом она стала платформой для дальнейшего развития многих европейских школ плаката и появления большого количества талантливых дизайнеров и художников.