В 2013 году вышла книга The Wes Anderson Collection, авторы которой с настойчивостью уэсандерсоновских персонажей собрали и классифицировали все, что сделал режиссер

Шрифты

Уэс Андерсон строг к деталям; все стилистическое очарование его киноработ кроется именно в них. Он же Мистер Постоянство. Не надо быть знатоком типографики, чтобы заметить, что на протяжении всей карьеры режиссер пользуется одним и тем же шрифтом — Футурой. Не только в титрах, постерах и промо-материалах, но и почти во всех надписях внутри фильмов. Расписание автобуса, вывеска больницы, газетные заголовки и так далее.

В мире Андерсона шрифтовые дизайнеры сидят без работы, а на главной площади стоит памятник Паулу Реннеру. Существует множество версий, почему Андерсон привязан к Футуре. Сам режиссер в комментариях к своему второму фильму «Академия Рашмор» (1998) утверждает, что это оммаж старому итальянскому кино, на котором он вырос.

Так выглядит почерк самого режиссера

Итальянские мастера часто набирали титры Футурой: Имя — строчными с прописной буквы, ФАМИЛИЮ — всеми заглавными.

Ностальгической привязанностью к Футуре не исчерпываются отношения Уэса Андерсона со шрифтами. Типографическая иерархия его фильмов на самом деле несколько сложее, что видно на примере «Семейки Тененбаум» (2011). Когда речь идет о чем-то, не имеющем прямого отношения к главному предмету фильма (в данном в случае к семейству Рояла Тененбаума), всегда используется Гельветика.

А заголовок книги, написанной Этелиной в 70-е, набран гарнитурой Milano, квинтэссенцией семидесятнических шрифтов.

Однако в двух последних фильмах Андерсон впервые с 1996 года изменяет Футуре. В «Королевстве полной луны» (2012) везде использован кастомный шрифт, нарисованный специально по поводу Джессикой Хиш.

А для нового «Отеля Гранд Будапешт» (2014) был взять Archer, знаменитый благодаря газете San Francisco Chronicle.

Цвета

Итак, его почти болезненное постоянство. Андерсон работает всегда с одними и теми же людьми: не только состав съемочной группы, от оператора до младшего гримера, из раза в раз один и тот же (что в индустрии в общем не редкость), но и актеры — неизменный десяток Уэса Андерсона качует из фильма в фильм. Да и кино каждый раз получается примерно про одно и то же. Но сильнее, чем к людям и сюжетам, режиссер прикипел разве что к цветам.

Именно благодаря цветовой гамме фильмы Андерсона узнаются моментально. Еще до того, как вы увидели Билла Мюррея с меланхоличной сигаретой в зубах или Анжелику Хьюстон в безупречно диком наряде, вы поймете, что перед вами фильм Андерсона.

Любимый цвет режиссера — вне конкуренции — желтый. Теплый, яркий желтый есть везде, в каждом фильме: комбинезон Дигнана в «Бутылочной ракете» (1992), цвет волос Марго Тененбаум, подводная лодка из «Водной жизни Стива Зиссу» (2004), халат актера Шварцмана в «Поезде на Дарджилинг» (2007) и «Отеле Шевалье» (2007), платье миссис Фокс в «Фантастическом Мистере Фоксе» (2009) и т.д.

Если упростить фильмы Андерсона до цветовых пятен, даже тогда с большой вероятностью получится угадать, кто есть кто. Этим воспользовался дизайнер Бет Мэттьюс, который нарисовал схему цветовой дифференциации шести фильмов Андерсона. Не меньше желтого режиссер жалует и бледно голубой.

Инфографика на тему андерсоновских цветов

Интерьеры

В его фильмах порядок всегда контролирует хаос. Традиционная андерсоновская композиция — симметрия, а объекты строго сбалансированы в пространстве кадра. При этом у Уэса, как в тайнике дошкольника, в каждом фильме собрана гора бессмысленных, симпатичных побрякушек, из которых и складывается его вселенная. Невозможно забыть роскошный комплект винтажных (на самом деле новых, придуманных Марком Джейкобсом специально для фильма) чемоданов Louis Vuitton, которые метафорично летят вдоль платформы в финале «Поезда на Дарджелинг».

И вообще весь фильм с центральным местом действия в купе индийского поезда первого класса — триумф кинематографического интерьера.

То же можно сказать и про подлодку Зиссу. Андерсон любит замкнутые, тесные пространства с множеством выходов, коридоров и коридорчиков.

Персонажи братьев Оуэнов из «Бутылочной ракеты» передвигаются вдоль балюстрад придорожного мотеля — как по аккуратно расчерченному полю настольной игры.

А семья мистера Фокса и вовсе живет в дереве с десятком комнат и чуланов. Перечислять удачные мизансцены Андерсона можно бесконечно, потому что каждый план его каждого фильма может похвастаться идеальным интерьером. На Apartment Therapy пау лет назад появилась ветка, в которой обсуждалось, как стилизовать свое жилье под фильм Уэса Андерсона. Десятки комментаторов пришли в общему выводу, что сделать это, пожалуй, реально, но жить в таких условиях будет невозможно.

Костюмы

Крайне серьезно режиссер относится и к облику своих героев. В случае Андерсона костюмы — не просто сценическая одежда, а манифест персонажа. Он любит форму: и специализированную (скауты в «Королевстве полной луны», шериф Брюса Уиллиса там же, нарядные проводники из «Поезда на Дарджилинг»), и командную (красные шапки у всех членов экипажа Зиссу, спортивные костюмы Чеса Тененбаума и сыновей).

У каждого персонажа Андесона — свой характерный гардероб. Тут без случайностей. Если ты непутевая беременная журналистка, залезшая на подводную лодку делать репортаж — будешь одета в хаки Индианы Джонса. Если бывший чемпион по теннису, то ходить тебе вечно в «лакосте». А коли ты гордый ученик частного лицея — будь добр облачись в преппи-стиль с непременной эмблемой на пиджаке (даже если никто больше в школе не носит форму). Все они ни на кого не похожи и узнаваемы даже спустя годы, поэтому из героев Андерсона получаются отличные костюмы для Хэллоуина.

Обыкновенную одежду носит разве что лис Фокс. Говорят, его костюм позаимствован из гардероба самого Андерсона: вельветовые брюки и просторный пиджак.