Статья
Меня учили мыслить плоско
05/20/2022
Мы всегда стремились к созданию иллюстраторского коммьюнити, поэтому решили чаще встречаться с нашими резидентами лично. С Леной Брагиной, Катей Мурысиной и Дашей Сурмой мы встретились в Питере, чтобы попить кофе и поговорить про профессию иллюстратора. Разговор затянулся на три часа, поэтому мы публикуем лишь часть про начало творческого пути резиденток.
ИНТ. Кофейня Verle, Санкт-Петербург
Начало апреля, полдень. Восемь кружек фильтр-кофе спустя.
Bang! Bang!: Как вы пришли к иллюстрации? Где учились?
Лена Брагина (дальше – ЛБ): Ну, я могу начать. Наверное, все из нас, кто здесь сейчас сидит и считается иллюстратором, начали этим заниматься еще в детстве. Мне повезло, мои родители никогда против этого не были и всегда все разрешали. Я закончила «Муху» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – прим.ред.), по образованию я керамист. А после этого я работала и на заводе, и даже в какой-то момент была там начальником. Потом я все бросила и работала в маленьком дизайнерском агентстве, из которого ушла на фриланс. Уже там я пошла на курсы фотореалистичных раскадровок от BBE, закончила их и стала работать иллюстратором, вместе с этим попала в Bang! Bang!. Сейчас я еще подтянула 3D, еще какие-то штуки, и продолжаю этим заниматься.
Даша Сурма (дальше – ДС): Получается ты работала с объемными фигурами в керамике, а потом с этим же перешла в 3D.
ЛБ: Ну, на самом деле мне нравится работать с 3D, потому что я плохо чувствую объем, а так у меня появляется какой-то костыль, и я чувствую себя увереннее. Более того, у меня еще подпорчено немного образование в этом плане, хотя возможно мне это дало какое-то авторское видение. Меня учили мыслить плоско, потому что если ты, например, рисуешь на чашке узор, она не должна развалиться. Мне внушили, что создание дырки это вредно. Поэтому иногда сложно заставить себя работать с пространством, ведь все вроде должно быть плоским, ничего не разрушать.
Катя Мурысина (дальше – КМ): Я вот как раз не пошла в «Муху» , потому что мои родители говорили, что художник – это не профессия. Но я тоже с самого раннего детства рисовала и всегда хотела этим заниматься. В семье хотели, чтобы я стала программистом, как сделала моя сестра, и стала очень успешной и богатой.
ЛБ: Не знаю, но по-моему вы обе стали, как минимум, успешными.
КМ: Но в современных реалиях программистом быть куда лучше, чем иллюстратором, хотя бы финансово. В общем после 11 лет в художке я пошла учиться на информационный дизайн в Политехе (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – прим.ред.), чтобы было немного от рисования, и немного от технологий. Меня там всему научили: и 3D, и анимации, и иллюстрации, и программированию, и созданию сайтов. А потом я пошла работать в ДЛТ, где работала старшим дизайнером и делала витрины, объемные инсталляции, скульптуры.
ДС: Раньше классные были витрины, сейчас уже, конечно, не то.
КМ: Ну вот, это, видимо, как раз, когда я работала.
ДС: Спасибо!
КМ: Тогда просто только открыли отдел, куда набрали группу иллюстраторов, где-то за год до открытия магазина.
ДС: Там вроде работал мой знакомый, Леша, но я забыла его фамилию.
КМ: Леша, который и художник, и скульптор? Он в Москве сейчас живет, делал некоторые из моих скульптур. То есть я их придумала, рисовала концепты, размеры, эскизы, а потом их воплощала команда. У нас вообще тогда был расцвет этого отдела, потому что нас только наняли, мы были молодые.
ДС: И было очень красиво, правда! Я всегда ждала, когда обновятся витрины, потому что часто проходила рядом и любовалась.
КМ: Но потом все пошло на спад, и я оттуда ушла. Еще во время работы я начала интересоваться фэшн-иллюстрацией, а потом она стала моим основным направлением. Тогда почти никто не занимался фэшн-иллюстрацией, можно было спокойно наращивать аудиторию в Инстаграм, и благодаря этому мне начали приходить заказы, например, от Yves Saint Laurent. В принципе такие клиенты раньше находились проще, не как сейчас. Когда у меня набрался пул заказчиков по иллюстрации, я окончательно ушла из ДЛТ, и с тех пор я занимаюсь только иллюстрацией. В 2018 году меня позвали в Bang! Bang!, с тех пор я здесь, и занимаюсь далеко не только фэшном.
ЛБ: Я вот буквально сегодня зашла посмотреть твое портфолио, и хочу сказать, что у тебя есть след фэшн-иллюстрации, но он довольно незаметный. Сейчас он уже почти не считывается. Он прямо замаскировался.
КМ: Я много рисовала успешных женщин с покупками и мужчин с дорогими автомобилями, и в какой-то момент это стало как-то уныло. В Европе тогда еще мало кто думал о diversity, поэтому рисовать просили только белых девушек со светлыми волосами. В какой-то момент я просто захотела от этого уйти, и усложнить себе задачу, чтобы работать было интереснее.
ДС: Ну, у меня история с иллюстрацией, как у Кати. Родители тоже не считали рисование серьёзным занятием, и в художку я даже не ходила. Уже в университете на последних только занималась в мастерской у художника. А в детстве мне очень нравилось писать книги и иллюстрировать их. Мой первый шедевр – это книга про червяка, который жил в яблоке.
После школы у меня уже был диплом переводчика с английского, и мама предложила связать дальше с этим свою деятельность, хотя я, конечно, хотела получить художественное образование. Училась я в итоге на факультете бизнеса и коммуникаций, и там еще обучилась дизайну. Вообще, программа была очень насыщенная – в один день мы изучали шрифты, в другой занимались выставочной работой, делали экспозиции. Параллельно я еще изучала там язык, так что родителей все устраивало. После университета я около года проработала в рекламном агентстве. За время работы там я много работала за компьютером и немного утратила навык рисования, поэтому снова пошла в мастерскую к художнику и скульптору, который преподавал конструктивный рисунок. Там я решила, что буду заниматься иллюстрацией. Я написала нашему соседу по офису, где располагалось агентство, дизайнеру Макси Шилову. И с тех пор я регулярно бываю у них в офисе, помогаю на проектах, где есть необходимость в создании иллюстраций. Первое время было сложно, потому что я совмещала работу дизайнером в государственной структуре министерства экономического развития. И вот я работала там с 9 до 18, а потом ехала к Макси, и сидела там еще до 23. Было очень сложно, но нужны были деньги. Но со временем заказов стало больше, а в 2018 я уже попала в Bang! Bang!.
Сейчас начала еще заниматься художественной практикой. Меня интересует постгуманистская история про нечеловеческие организмы, вроде растений и животных. Я много по этой теме читаю и рисую. В прошлом году даже поучаствовала в небольшой выставке. Пока не знаю, куда это дальше приведет.