Когда человек изобрел фотоаппарат, а чуть позже – первую кинопленку, изображение привычного ему мира стало черно-белым. С ранних годов кино можно было только покрасить его вручную, то есть, взять большую команду людей и дать им задание за копейки раскрасить кисточкой каждый отдельный кадр. Позднее нашелся другой выход – съемка через светофильтры – такие стекляшки разных цветов. Хоть это и был прорыв своего времени, у метода были и минусы – запись имела лишь несколько оттенков. Не легче проходил и показ подобных фильмов – требовалось целых три одновременно работающих проектора, а это очень дорого. Первым полнометражным, по-настоящему цветным фильмом стала «Бекки Шарп» Рубена Мамуляна: «В 1935 кинематограф принес новые кино-впечатления. Вы увидите не просто тени на тенеподобном экране, вы увидите женщину в естественном цвете, с выразительными синими глазами, пепельными волосами, которые отражают прелесть солнечного дня; женщину с красными чувственными губами», – вспоминают репортеры. 

Сегодня режиссеры обладают безграничными возможностями в отношении цвета, да и не только. Приходом и стремительное развитие компьютерной графики подарили нам слишком больших, слишком маленьких, слишком зеленых людей и все, что только можно представить. Цвет – инструмент воздействия. Он влияет на наше психологическое восприятие вещей, их настроение, их привлекательность, а также нередко в нем скрывается символизм. Иоганн Гёте (тот самый) был одним из первых исследователей психологического воздействия цвета на человека. Как раз таки он был одним из тех, кто предложил знакомый каждому цветовой круг, который сегодня используют люди практически любой творческой профессии: художники, режиссеры, дизайнеры и так далее. На основе цветового круга существует множество схем, о примерах использования которых мы и поговорим.

Монохромная палитра и зеленый цвет в фильме «Матрица»

Стоит сказать, что Матрица – отличный пример фильма, где цвет выступает символом. Сон, симуляция, и сама матрица обозначаются зеленым цветом, в то время как реальный мир имеет больше синих оттенков – на цветовом круге зеленый и синий находятся рядом (потому что невооруженным глазом и не заметишь, что ты на самом деле в матрице!). Ответ же на вопрос «а почему главным цветом был выбран именно зеленый?» кроется в названии фильма – этот цвет преобладал в матрицах старых компьютеров, к тому же, Нео, главный герой – программист! Пазл складывается.

Основы цветового круга в фильме «Ла-ла лэнд»

Детали – вот, что важно в оскароносном Ла-ла Лэнде. Это несомненно один из самых красивых и приятных глазу кинокартин последних лет, со своими костюмами, классным сет-дизайном, картинкой и конечно, музыкой. Это яркое, выразительное и эмоциональное кино по большей части использует в кадре основные цвета цветового круга, то есть, желтый, красный и синий. Такой прием – один из самых популярных и любимых режиссерами, однако, это не делает Ла-ла Лэнд визуально неинтересным. И дело не только в том, что мы видим Эмму Стоун в крутом желтом платье, которое многие после просмотра фильма захотят иметь в своем гардеробе. Цвет здесь – это в первую очередь индикатор тех эмоций, которые испытывают герои (да, красный – цвет любви, и мы все это знаем, но здесь все более многослойно!). В самой первой сцене, когда героиня собирается на вечеринку, мы видим ее и подруг в платьях синего, красного, желтого и зеленого цвета. Она идет на вечеринку, где не чувствует себя в своей тарелке, и в итоге уходит. В своем синем платье, которое символизирует здесь одиночество и поиск. Прогуливаясь по городу, покрытому сумерками и теми же голубыми оттенками, она натыкается на бар с красной вывеской – цвета, противоположного ее привычному синему, и там впервые встречает Себастьяна. В отношениях с ним она не раз принимает на себя его красный цвет, например, на прослушивание надевает яркую алую куртку, где в итоге все идет не по плану и она теряет потенциальную роль. Каждому известно, что если смешать красный и синий, то получится фиолетовый. Так вот, две очень важные сцены в фильме – фиолетовые. Первая – культовый танец после вечеринки, где герои наконец нашли общий язык (по сути, первый шаг в их отношениях), а вторая – финальная сцена в ресторане, где герои видят друг друга скорее всего последний раз в жизни. Вот так вот.

Отказ от цвета в ХХI веке и черно-белый «Маяк»

Снимать черно-белое кино сегодня – довольно серьёзный вызов, публика негодует и полная непонимания, начинает обсуждать скрытые смыслы в социальных сетях. Интересно, как меньше чем за сто лет, привычки общества в сфере культуры полярно изменились! Хоть для жанра хоррора (в этом случае хоррорa психологического) черно-белая картинка кажется более логичной, все равно выбор был сделан не просто так. Точно также, как и визуальное решение в виде соотношения сторон кадра 1,19:1, черно-белая пленка должна создавать ощущение замкнутого пространства, тюрьмы, из которой невозможно выбраться. В ней нет цвета, соответственно, нет никакой надежды на выход и искупление.

Нецветное кино сегодня – почти всегда эксперимент, дань классическому кинематографу, начинавшемуся именно так – без цвета, без дополнительного способа отображения эмоций и настроений. Где главным героем были не краски и оттенки, где режиссер без, казалось бы, такого очевидного инструмента находил возможность выразить все, что задумывал, через композицию, историю, через эмоции на лицах актеров.