Статья
Дьявол носит Правки
02/14/2019
Если бы определение правкам давали клиенты, это были бы «принципиальные изменения, которые нужно внести в работу бесплатно и вчера». Если бы иллюстратор должен был объяснить слово «правки», его при этом не называя, он бы остановился на варианте «вкусовщина» или «тот случай, когда переделать бывает проще, чем переписываться». В агентстве за годы работы к необходимости вносить изменения привыкли все участники рабочего процесса, но тема правок периодически бередит как творческие сердца иллюстраторов, так и былые раны продюсеров.
Иллюстрация Валерия Зарытовского
Поэтому сегодня мы ещё раз обратились к наболевшему и хотим вам рассказать (и себе напомнить), что делать, чтобы работа не напоминала хомячьи бега, а приносила удовольствие, выгоду и психологический комфорт – ведь в том числе ради этого люди сотни часов овладевают профессией иллюстратора.
«Держитесь за бриф», - советует продюсер Bang! Bang! Studio Настя Белан. Очень важно согласовать все детали на берегу. Кто когда-либо работал над коммерческой иллюстрацией по очень общему брифу, тот над картинкой «без ТЗ результат ХЗ» не смеётся. Когда вы начали работу, и комментарии появляются в рамках брифа – вы их вносите. Если клиент (агентство) начинают проявлять фантазию и выступать с дополнительной инициативой – это уже правки не по брифу и, следовательно, допкост.
Даже если правки не растут из потолка, а вполне себе следуют из брифа, ваша (или наша) задача – обеспечить их разумную подачу. Не ждите, что кто-то озаботится вопросом комфорта вашего труда: если вы рисуете самостоятельно, то и за форму предоставления и последующей работы с пожеланиями заказчика отвечать вам. Нужно договориться о том, что важные детали не будут добавляться в работу по чайной ложке, а организованно поступят на вашу электронную почту одним письмом. Это здорово экономит как время, так и нервы!
Если заказчик просит внести изменения не по техническому заданию, нужно озвучить стоимость дополнительной работы. Допкосты платить никто не любит, поэтому если вы хотите, чтобы дополнительные часы вашей работы точно были оплачены – рисуйте с агентством, защита времени иллюстратора входит в наши обязанности. Если же вы убеждённый фрилансер – учитесь взаимоотношениям с клиентом на курсах менеджеров, тематических форумах, читайте полезные книги – словом, растите внутреннего управленца и не позволяйте управлять собой другим.
У каждого проекта есть сроки. Пусть они будут и у вас – резервируйте конкретное время как под картинку целиком, так и под отдельные этапы работы.
Берегите себя. Один и тот же клиент с разными проектами – это один и тот же подход к работе. Не привыкайте превознемогать, при повторном к вам обращении предложите договориться обо всём, что вам кажется важным и комфортным, заранее. Если прийти к общему решению не получилось, мысленно поблагодарите клиента за опыт и работайте с теми, с кем совпадаете в видении этапов совместного труда. Не переживайте, отказ от неподходящего проекта – естественный момент в жизни творческого человека. Относитесь с уважением к себе как к профессионалу (да и в целом) – и люди вокруг будут относиться к вам так же.
Защищайтесь. Предоплата, договор – не термины больших корпораций, а реалии работы тех, кто бережёт свои здоровье и время. Только в таком случае вы будете спокойны, что клиент не унесёт свой проект кому-то ещё, не оплатив проделанной вами работы, а правки впишутся в разумные (и желательно согласованные) пределы.
Вместо вишенки на торте захотелось рассказать агентскую байку про фантастические правки и где они обитали. Но продюсерам Студии клиентские комментарии в рот не клади, и никаких драматических сюжетов с неоплаченной работой, изменениями с потолка и отрисовкой картинок в ущерб себе за годы работы не припоминаем. Возможно, у вас такие были?