Верно ли, что при заключении лицензионного договора передается право использования иллюстраций на условиях, прописанных в договоре, и сам автор не может их использовать?

Стоит немного изменить формулировку — речь идет не о передаче права, а о его предоставлении, особенно в случае лицензии. Главное отличие лицензионного договора от, скажем, договора отчуждения, — возврат прав правообладателю/автору при любых обстоятельствах.

Чтобы ответить на вопрос, нужно обратиться к статье 1236 четвертой части ГК РФ, где описаны виды лицензионных договоров. Лицензия бывает двух видов: эксклюзивная (исключительная) и простая (неисключительная). Первая действительно лишает автора возможности использовать произведения теми способами, на тот срок или на той территории, которые прописаны в договоре, или передавать права третьим лицам. Поэтому при составлении лицензионного договора важно тщательно описывать условия, четко понимая, какие права запрашивает контрагент и с какими ограничениями вы можете столкнуться. Если говорить про простую лицензию, то это самый мягкий вид авторско-правовых договоров, потому что он позволяет максимально монетизировать произведение, предоставить права широкому кругу третьих лиц, при этом оставляя возможность самому автору пользоваться им. 

Если вдруг в лицензионном договоре стороны забывают указать вид лицензии, то она по умолчанию является простой, согласно ГК РФ, и автор сохраняет все свои права.

Возможны ситуации, в которых лицензионный договор может одновременно включать условия как простой, так и исключительной лицензии. Например, если конкретному контрагенту предоставляется право на создание производных версий работы. Именно исключительная лицензия будет давать право на переработку, остальные права можно передавать в режиме простой лицензии. Это очень сложная схема, и я бы рекомендовала в этом случае обращаться к помощи юриста, так как можно ошибиться и неправильно собрать эти пазлы, на какое-то время лишив себя возможности использования своего же произведения.

Как определить стоимость лицензии? Обычно она в несколько раз дешевле отчуждения. Есть ли какие-то ориентиры, например, сколько процентов от стоимости работы стоит отчуждение прав? И как обосновывать стоимость прав перед заказчиком? Можно ли на что-то ссылаться?

Ответы на эти вопросы вытекают из первого ответа. Конечно, сумма вознаграждения по лицензионному договору всегда будет меньше, чем по договору отчуждения. 

В случае отчуждения исключительного права на произведение мы говорим о переходе прав по формуле «все и навсегда»: все исключительные права (статья 1270 ГК РФ) в полном объеме на весь срок действия исключительного права (жизнь автора + 70 лет, рассчитываемых с 1 января, следующего за датой смерти автора). Автор лишается возможности любого использования произведения даже в портфолио и личных целях, у него остаются только личные неимущественные права: право считаться автором, право на неприкосновенность произведения (не путайте с правом на переработку).

При необходимости на практике реализуют интересную схему: если контрагенту обязательно нужен договор отчуждения, возможно заключить второй, встречный лицензионный договор, например, на использование этих же работ в личных целях, связанных с преподавательской, общественной или публицистической деятельностью. 

Лицензионный договор, позволяющий автору вернуть все свои права по истечении определенных сроков или при наступлении определенного события, указанного в договоре, конечно, стоит дешевле договора отчуждения. Конкретных ценников в индустрии нет и быть не может, потому что стоимость вознаграждения автора — очень индивидуальная конструкция, на которую влияет уровень его популярности и имиджевые составляющие. Каждый автор самостоятельно определяет стоимость своих работ и стоимость прав на их. В договоре нужно разделять сумму за создание, заказ и предоставление права на использование. Это касается всех креативных индустрий.

В договорах отчуждения чаще всего указана фиксированная сумма за передачу исключительного права, поэтому говорить про проценты в данном случае не совсем корректно — права переходят навсегда в полном объеме. Для лицензионных договоров свойственны процентные показатели. Например: изначально фиксированная сумма и проценты с последующих продаж, или изначально оговоренный процент с продаж — его вы обозначаете с контрагентом. Всегда можно и нужно договариваться в собственных интересах, понимая свой вклад в это произведение, ни в коем случае себя не обесценивая. Отойдя от правовых вопросов, можно привести парадокс, о котором пишут многие экономисты: чем выше ценник, который вы предлагаете за ваши услуги, тем более он привлекателен для контрагентов, и тем выше спрос на вас, ваши услуги, ваше произведение. 

Каков средний период действия лицензии?

Как и в случае вознаграждения, срок лицензионного договора определяется договоренностями обеих сторон. Как практикующий юрист, я встречаю абсолютно разные сроки. Тенденция такова, что заказчики и контрагенты стараются завышать сроки лицензионных договоров, поэтому важно понимать цели использования иллюстраций и сопоставлять их с реальными сроками. Например, контрагент покупает права на иллюстрацию для создания коллажа: права на сам коллаж как составное произведение будут принадлежать ему, но вы заключите лицензионный договор, и для такого случая можно ограничиться сроками в 2-3 месяца.

Будьте бдительны: существуют хитрые схемы, при которых контрагент может инициировать оформление исключительной лицензии на предоставление права на использование иллюстраций, условия в которой почти повторяют формулировки договора отчуждения прав. 

На практике с русскоязычными заказчиками вопрос лицензий не поднимается вообще, даже при подписании договоров. Если этот вопрос не обсуждался, кому принадлежат права на иллюстрации?

Если между заказчиком и автором подписывается договор о создании иллюстраций, и он не включает в себя условия о передаче исключительного права на созданные иллюстрации, такой договор является договором оказания услуг. Этого мало для того, чтобы права считались переданными заказчику автоматически. По ГК РФ права на произведение должны быть переданы в письменной форме. Поэтому, если в договоре нет уточнений, права остаются у автора.

Как рассчитывается лицензия при заказе обложки для книги?

Судя по всему, речь идет про расчет стоимости вознаграждения в лицензионном договоре. В случае создания произведения на заказ оформляется договор авторского заказа. Это уникальный индустриальный договор, чаще всего с отчуждением прав, если произведение создается сугубо под нужды заказчика. Бывают случаи, когда оформляется договор авторского заказа с режимом передачи прав в виде лицензионного договора, причем лицензия может быть как простой, так и эксклюзивной.

Вознаграждение должно включать в себя сумму за создание произведения по договору и сумму за предоставление права использования заказчиком созданного произведения. Она может быть нефиксированной, а указанной в процентах (чаще всего пишут от 1% до 10% от стоимости произведения).

Если заказчик не оплачивает права, это оставляет возможность исполнителю через суд требовать возврата прав.

Как обосновать лицензию перед иностранным клиентом, особенно если работаешь через фриланс-биржи? Зачастую они отказываются работать, когда речь заходит о лицензии.

Такие сервисы позволяют авторам-фрилансерам продвигать свой контент, зарабатывать за счет договора присоединения или публичной оферты, где прописывают условия сотрудничества для желающих продавать на сайте свои произведения, предоставлять к ним доступ за плату для пользователей. При этом сервис берет свой процент и предоставляет сумму, оставшуюся после всех вычетов и комиссий, авторам в качестве вознаграждения.

В данной схеме очень важно читать эти публичные оферты, что исполнители делают крайне редко: договор находится в подвале сайта, в нем много не всегда понятного и полного терминов текста, а если он англоязычный, то это еще сильнее затрудняет процесс. Я бы советовала обращаться к юристам — консультации будут стоить недорого, но помогут избежать неожиданных последствий. Обычно публичные оферты включают в себя описание прав, которые платформа запрашивает у вас в виде лицензий. Это тот же самый лицензионный договор, только в форме публичной оферты. Исполнителю было бы здорово понимать, какие права он предоставляет (например, на переработку или на включение в состав сложных объектов по статье 1270 ГК РФ), а также изучить условия монетизации и другие ограничивающие условия.

Выбирайте сервис, который предлагает вам наиболее выгодные условия — и с точки зрения защищенности ваших прав как автора, и с точки зрения вашего финансового успеха.

Как работать с иностранным контрагентом, не сервисом, а живой компанией или субъектом предпринимательства, который отказывается подписывать лицензионный договор?

Даже с логической точки зрения, это красный флаг — компания не заинтересована в том, чтобы вам платить. Если проект все же важен для имиджа, продвижения или другой выгоды от сотрудничества с компанией, можно обосновывать необходимость заключения договора, например, отсылками к Гражданскому кодексу Российской Федерации, поскольку на вас распространяется право РФ, связанное с интеллектуальными, исключительными правами. Например, статья 1229 в части I говорит о том, что правообладатель может по своему усмотрению либо разрешать, либо запрещать использовать произведение, из чего вытекает, что через заключение договора должен быть установлен некий разрешительный режим. Основные принципы авторского, смежного права и права интеллектуальной собственности похожи во многих странах, везде существует необходимость разрешительного режима для использования произведений. Российская Федерация ратифицировала Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений, но вы можете сослаться на нормы национального права страны, представителем которой является контрагент. Подготовить мотивационное или обычное письмо для обоснования вашей позиции можно самостоятельно или с помощью юриста. Тем не менее, я бы не рекомендовала продолжать сотрудничество с контрагентом, который не настроен на договорные отношения. 

Как общаться с клиентом об авторском праве если в самом начале вы это не обговорили?

(Контекст: В начале карьеры работала над персонажами для книги, ни о каких авторских правах мы не говорили. Когда завершили работу, клиент сказал, что по правилам площадки может не указывать меня как автора, но может написать имя из благодарности)

Ситуация непростая. Если бы в вопросе не было формулировки про правила площадки, я бы очень уверенно и быстро ответила что все права на персонажей, которых вы создали, принадлежат вам, поскольку никаких договоров не заключалось. Мы уже упоминали, что по ГК РФ важна письменная форма разрешения на использование произведения от автора. Есть судебная практика, которая допускает случаи приравнивания переписки к заключению договоров, хоть это и случается крайне редко. В данном случае мы сталкиваемся с правилами площадки — их важно изучить, так как они являются публичной офертой, где может быть прописано, что автор разрешает использовать свои произведения в случае принятия условий оферты, а моментом акцепта/принятия может считаться дата регистрации на сайте или передача вашего произведения заказчику. Там также может быть прописано, что организация/площадка имеет право использовать произведение анонимно (так часто пишут о разрешении использования без указания имени автора). Формулировки бывают разные, но суть одна — такое возможно и распространено, поэтому важно изучить вопросы до начала сотрудничества. Если такой возможности нет, а предконфликтная ситуация возникает в процессе работы, необязательно сразу идти в суд. Можно составить претензионное письмо, обосновать и мотивировать ваши требования об указании вас как автора, но, к сожалению, без помощи юриста обойтись будет сложно. Безвыходных ситуаций не бывает, нужно пытаться бороться за свои права, пытаться делать это мирно, вести переговоры, но иногда проявлять жесткость — отправка официальных документов порой срабатывает успешно.

Существуют ли смежные права и как работает договор в этом случае?

Смежные права — это отдельный раздел интеллектуальной собственности, они охраняются практически так же, как и авторские права, отличаются лишь способы использования. Смежное право охраняет все, что связано с исполнительской деятельностью, будь то актеры в кадре, певцы-исполнители, музыканты, дирижеры, режиссеры. У законченного интеллектуального продукта есть автор, но иногда, чтобы достигнуть аудитории, произведение должно быть кем-то воспроизведено или исполнено: ноты, пьеса и так далее. Долгое время в доктрине интеллектуальных прав существовали споры о том, можно ли приравнивать права исполнителей к правам авторов. В РФ, как и во Франции, они почти равны. Правами нельзя пренебрегать, особенно если вы работаете с песнями. Помимо автора текста и композитора, есть еще исполнитель, создатель фонограммы — у них тоже возникают смежные права, потому что они делают запись конкретного совокупного исполнения музыки и текста. Когда речь идет о покупке прав на песню, на практике иногда забывают про смежное право. В контексте иллюстраций со смежными правами сталкиваются реже, здесь наиболее актуально говорить об авторском праве, но глобально смежное право защищается четвертой частью Гражданского кодекса и сами исполнители имеют такие же гарантии защиты своих прав, как и авторы произведений.

Иллюстрации: Илья Кутобой