Когда-то комиксы считались картинками для гиков и ассоциировались исключительно с супергероями. Это давно не так. Сейчас комиксы — отдельный жанр литературы и искусства, зачастую — арт-объект, а еще — инструмент, который помогает решать задачи бизнеса. Их называют актуальным поколенческим языком, а Школа дизайна НИУ ВШЭ даже открыла магистратуру по профилю «Комикс». Мы взяли интервью у иллюстратора Bang! Bang! и преподавательницы этого направления Маши Шишовой, чтобы развеять стереотипы и посмотреть на жанр с новой стороны.

Иллюстрация Маши Шишовой


Как вы думаете, в чем феномен комикса? Почему они стали так популярны, почему у них такой высокий уровень вовлечения?

Комикс — визуальный нарратив, и мне кажется, чем дальше, тем больше люди становятся визуально ориентированы. Мы любим картинки, но издающаяся сейчас в мире взрослая литература очень редко сопровождается иллюстрациями — как правило, это невыгодно издательствам. Комикс в данном случае становится легитимным способом читать историю и параллельно визуализировать её, в том числе и для взрослых людей. Таким образом комикс — что-то среднее между литературой и анимацией: зритель-читатель получает более объемную картину, а художник — возможность более цельного и полного высказывания.

Иллюстрация Маши Шишовой


К комиксам часто относятся предвзято. Какие у вас самые нелюбимые стереотипы об этом жанре?

Вообще любые стереотипы — нелюбимые. Например, мы все помним высказывание бывшего министра культуры про то, что комиксы — для дураков. Или что комиксы — только для детей, что взрослым людям их читать стыдно. Хотя понятно, что комикс — просто форма визуального высказывания, он может предназначаться для любой возрастной и социальной категории и говорить с читателем с совершенно любой интонацией и на абсолютно разные темы. Ещё мне не нравится, когда люди считают, что комиксы — это только манга, или только Марвел и супергерои. Это просто самые массовые штуки, а всё самое интересное начинается, если копнуть поглубже.


Вы преподаете в Школе дизайна НИУ ВШЭ на направлении «Комикс». Расскажите немного о том, чему вы учите? Чему самому главному должны научиться студенты?

Для меня самое главное — научить студентов ничего не бояться, ни новых техник и задач, ни экспериментов, ни ошибок. Ну, и фигачить как не в себя, постоянно находиться в поиске и не успокаиваться. Я училась у Виктора Меламеда — он говорит, что все чудеса в искусстве происходят где-то на границах жанров и стилей. Вот туда я и стараюсь направлять ребят. Они уже и так очень много всего знают и умеют, так что мне, конечно, очень хочется, чтобы они искали свой собственный художественный язык, формулировали темы, которые им интересны. И чтобы им было в кайф то, чем они занимаются. Потому что нет смысла тратить время на то, что тебя не волнует и не взволновывает каждый раз.

Иллюстрация Маши Шишовой


Какие сюжеты удачно интерпретируются в формате комикса, а что не надо пытаться в него уместить?

Я думаю, что примерно всё можно рассказать как угодно, в том числе и в виде комикса. Тут вопрос скорее в выборе формальных, ритмических, композиционных и интонационных моментов.

У нас сейчас как раз идет со студентами третьего курса большой выставочный проект-эксперимент — они, наоборот, должны привычный им комикс вывести в объём, в пространство, зайти на территорию современного искусства и тотальной инсталляции. Но это работает и в обратную сторону.


Поделитесь вдохновением: расскажите, пожалуйста, о ваших любимых комиксистах. Кого смотреть?

Я очень люблю Чарльза Бёрнса и Дэниэла Клоуза. Пластически у них ноги растут из классического американского комикса, но их истории восхитительно странные и мрачные. Вообще мне интересно многое из того, что считается независимым комиксом. Люблю Анке Фойхтенбергер, странный аутсайдер-арт Остина Инглиша, пронзительные зины Palefroi, чуднОго Юичи Йокояму, издательство Nobrow. Из наших, конечно, Уно Моралеса — он бог.

Иллюстрация Уно Моралеса