Статья
Художник или иллюстратор?
06/22/2022
За последние пару месяцев мы очень четко осознали важность иллюстраторского коммьюнити, поэтому провели еще несколько офлайн-встреч с резидентами агентства. К нам в гости, на Котельническую набережную, заглянули Илья Кутобой и Глеб Солнцев, чтобы поговорить о насущном и разобрать отличия художника от иллюстратора.
Bang! Bang!: Хочется задать вопрос, который требует долгого размышления, художник вы или иллюстратор? Различаются ли для вас эти понятия?
Илья Кутобой: Различаются. Сама история с иллюстрацией – это всегда коммерческий заказ. Но в качестве художника ты делаешь не просто то, что хочешь, а то, что ты не можешь не сделать. Картины на заказ я почти не рисую, только для друзей. Это что-то персональное. В случае с иллюстрацией почти всегда есть заказчик, она создается для чего-то конкретного – статья, упаковка или что-то еще. Но вообще можно быть и художником, и иллюстраторам и кем-то еще. Одно не исключает другого.
Иллюстрации Ильи Кутобоя
Глеб Солнцев: Полностью согласен! Я всю жизнь отвечал себе на вопрос "художник ли я?" и не навязано ли это все днк. Однажды в Индии, улетев головой в асфальт на 60 км в час, через 12 дней после клинической смерти, я понял, что все-таки – это мое, потому что первым, что мне захотелось сделать – это начать рисовать. Как сказал Илья, профессиональный художник может делать и то, и то. Вот Илья Кабаков – иллюстратор или художник? Он работал иллюстратором, потому что это все-таки профессия, а художник, скорее, можно считать призванием.
Работы Ильи Кабакова и Такеши Мураками
Иллюстрация такая вещь, направленная на улучшение бизнеса или мироощущения заказчика. Это сделка. Везде, где присутствует заказ – это одно, а где ты свою вселенную создаешь – это абсолютно другое. Но при этом Мураками – иллюстратор или художник? Когда он делает обложку для альбома – это иллюстрация или произведение искусства?
Сейчас стирается граница. Если мы говорим об иллюстрации, как о медиа, то иллюстратор может быть художником и наоборот. А если мы говорим об иллюстрации, как о профессии, то знаете есть слово artist – оно может быть двояко истолковано.
Иллюстрации Глеба Солнцева
Bang! Bang!: Вы сразу знали, что будете художниками или желание пришло из иллюстрации, как следующий шаг?
Илья: Изначально я выбрал графический дизайн, то есть до того как я начал рисовать, я проучился полгода на графдизайнера. Понял, что он мне не так интересен. У нас были задания по рисунку, и вот это мне понравилось, прям штырило. База дизайнера, конечно, пригодилась в будущем. Потом я долго делал иллюстрации и наступил момент, когда захотелось взяться за красочку. Это совсем другая история, смотришь на свою работу и она тебя завораживает. Краска – это иной масштаб, хочется дальше двигаться и продолжать. У меня не было вопроса к себе, весь путь от иллюстратора к художнику – это такая лестница. Все эти этапы дают скилл и опыт, которые потом смешиваются. Это естественный ход.
Картины Ильи Кутобоя
Глеб: У меня все наоборот. У моего дедушки было 5 тысяч книг, он мечтал быть поэтом, но его чуть не посадили в тюрьму: забыл тетрадку в библиотеке, где было стихотворение про Ленина и Сталина. Помог его дедушка, отставной полковник НКВД, от тюрьмы отмазали, но дорога в поэзию была закрыта. В библиотеки дедушки была потрясающая коллекция книг с иллюстрациями и детских сказок: Билибин, советская иллюстрация, и т.д. В моем стиле можно заметить их сильное влияние.
Лет в 12-13 у меня появилось ощущение, что я должен выбрать свою профессию. Посмотрел на маму – музыкант, все время на нервах, голос бережет, зарплата низкая. Посмотрел на отца – в 12 часов дня, в шелковом халате на диване лежит мой отец, который работает художником. Тогда я все для себя решил.
Меня отдали в художку, там началось самое скучное: рисование кубиков, дохлых птиц, очень грустные и пьяные преподователи. Дальше я много где продолжал учиться – в кинематографическом на художника-постановщика, в Полиграфе на художника книги, потом учился в пединституте, но в итоге, когда вся учеба кончилась, я понял, что мне некуда идти. Тогда не было такого количества галерей, зато был ЦДХ с бородатыми художниками, в разорванных свитерах и с пакетами вина. Поэтому я ушел в бизнес, но постоянно, на всех переговорах, продолжал рисовать скетчи.
Однажды мне попался на глаза журнал "Большой город" и я увидел, что иллюстрации могут быть не только в скучноватых книгах. Я впервые увидел работы Маши Красновой-Шабаевой – это была такая свобода и веселье.
Я начал выкладывать скетчи в ЖЖ и мне прилетел первый заказ – нарисовать портрет главного редактора Men's Club. Дальше все началось, я стал иллюстратором, познакомился с Наташей и Олей (прим.ред основательницы BBS) и попал в агентство Bang! Bang!.
Иллюстрации Маши Красновой-Шабаевой, обложки журнала "Большой город"
Я всегда стеснялся себя иллюстратора. В моей семье художник – это небожитель, чуть ли не ангел с нимбом летящий с бутылкой портвейна, то есть ничего общего с этими иллюстраторскими коммерсами не имеющий. В период пандемии я пришел к принятию к самого себя и я понял, что я состою-то из мультиков диснеевских, жвачек, пластиковых китайских игрушек, а не из Тинторетто и Рубенса. Они были уже вкусовой надстройкой, да, это дает специю. Но мои базисные три кита – это не Ван Гог с Леонардо Да Винчи, а скорее девятка вишневого цвета, ларек и Билибин.
Когда я снизил важность и понял, что я не должен создать какую-то нетленку, то мне стало легче. Мне больше даже оценка не нужна, раньше, когда я писал, то всегда хотел понравиться, а сейчас в принципе все равно.