Издательство Vintage Books

Анна Филиппова, 21 февраля 2014

Этим шутерсом мы открываем серию материалов о лучших книжных издательствах мира — о том, что происходит внутри их дизайн-отделов. Vintage Books было основано в 1954 году в Нью-Йорке в качестве департамента мягких обложек легендарного издательства Alfred A. Knopf. Несмотря на дешевизну производства, авторы и произведения отбирались с особой тщательностью, а оформлению уделялось отдельное внимание. Что по тем временам можно считать крайне прогрессивным шагом, потому что paperback-формат был монополизирован бульварной литературой самого низкого пошиба. Сегодня карманные издания классиков и пулитцеровских лауреатов стали обычным делом, что не мешает Vintage Books продолжать делать необычные и красивые книги за рамками привычного.

 

Nabokov books series

С точки зрения дизайна один из самых выдающихся проектов издательства за последние годы — собрание сочинений Владимира Набокова. Арт-директор и по совместительству вице-президент Vintage Books (не часто такое встретишь) Джон Голл (John Gall) пригласил поучаствовать в оформлении серии 20 иллюстраторов и дизайнеров, среди которых Марьян Бантжес, Чип Кидд, Майкл Бейрут и др. Каждый контрибьютор придумал по одной обложке, работая в простых, строгих рамках, предложенных Голлом. «В рамках» — в самом прямом смысле. Как известно, Набоков был страстным коллекционером бабочек, это и стало центром дизайн-концепции: каждая обложка — прозрачный футляр, в которых собиратели хранят насекомых. В качестве материала художникам даны энтомологическая булавка и разноцветный пергамент. Все остальное — на их усмотрение.

Обложки Nabokov books series


В результате получилась удивительно разнообразная, но в то же время однородная коллекция. Серия, которой можно гордиться. «Не часто проект мечты ложится к тебе на стол», — говорит Джон Голл. — «Этот был именно таким: дизайн обложек для 21 книги Набокова, крупнейшего для нас собрания сочинений этого автора. Нет, пожалуй, сформулирую иначе: не часто главный проект всей твой дизайнерской карьеры ложится к тебе на стол».

Работы Джона Голла


Перечень всех участников Nabokov books series: Chip Kidd, Carol Carson, Jason Fulford—Tamara Shopsin, Megan Wilson—Duncan Hannah, Rodrigo Corral, Martin Venezky, Charles Wilkin, Helen Yentus—Jason Booher, Sam Potts, Dave Eggers, Paul Sahre, Stephen Doyle, Carin Goldberg, Michael Bierut, Barbara de Wilde, Marian Bantjes, Peter Mendelsund.

 

Cover

Работы Питера Мендельсанда


Последний в этом списке — ближайший коллега Голла, арт-директор братского издательства Pantheon Books Питер Мендельсанд (Peter Mendelsund). Pantheon Books, как и Vintage Books — подразделение Knopf, поэтому аура таланта и мирового признания, которая вполне зримо окружает Мендельсанда, распространяется на оба дома. Другими словами, он часто работает по заказу Vintage Books. Например, одна из широко известных его работ — обложка бестселлера Стига Ларссона «Девушка, которая играла с огнём».

Cover


А в самом начале 2014 вышла книга, которую дизайнер не только оформил, но и сам написал. Называется она Cover, и это история любви. Любви, естественно, к книжным обложкам. Мендельсанд подробно описывает путь книги с момента, когда издательство решает ее напечатать, до появления на полке магазина. Говорят, нельзя судить о книге по ее обложке, что однако никому еще не мешало именно так и делать. Поэтому согласование дизайна в издательствах вроде Vintage Books — отдельный повод для редколлегии. Мендельсанд не только делится опытом, но и показывает всю кухню за долгие годы работы: первые черновики, непринятые варианты, эксперименты с форматами и т.д. Отдельный инсайт — тексты авторов издательства о том, что такое для них процесс создания иллюстраций и обложек для их книг. Cover стала не только превосходным компендиумом работ, но сама по себе — очень красивым объектом литературы.

Работы Питера Мендельсанда


«Большинство книг о дизайне написаны не дизайнерами, а авторами-теоретиками. Это меня всегда отторгало в профессиональной литературе подобного толка» — пишет в своем блоге Питер Мендельсанд. — «Чаще всего это сборник работ какого-то отдельного дизайнера, по большому счету просто его портфолио, и ни слова от него самого». Он поступил наоборот, решился говорить с читателем сам, несмотря на несколько неудачных попыток в прошлом. По его словам, за 11 лет в издательском бизнесе ни раз появлялась возможность написать книгу. В первый раз — о Бетховене (в прошлом Мендельсанд — профессиональный пианист). Затем был не слишком удачный труд про книжный дизайн, так никогда и не напечатанный. И, наконец, семейная история вдохновленная Джойсом, обложку для которого он в тот момент делал. С таким багажом и очень здоровым запасом самокритики как у Мендельсанда, легко поверить, что если уж он решился что-то опубликовать под своим именем — это по меньшей мере очень приличная вещь.