Сумеречная каллиграфия

Анна Филиппова, 12 декабря 2013

Продолжая тему современной японской графики, отмотаем время на пару десятилетий — в 1993 год. Именно тогда, в период наивысшего расцвета уличной культуры, впервые обозначил себя фукусимский художник Usugrow. Он начинал с иллюстраций для флаеров подпольных хардкор концертов, а сегодня справедливо считается одним из самых интересных представителей японской арт-сцены.

 

Благодаря Бэнкси, Шепарду Фейри и другим знаменитым представителям стрит арта, из искусства партизанского и анонимного он трансформировался в искусство авторское. Их работы довольно безболезненно переместились в герметичные пространства галерей и частные коллекции современного искусства. Многие граффитчики, получив статус современных художников, продолжают работать на улице: например, Крейг Krink Костелло, несмотря на колоссальную коммерческую востребованность, до сих пор рисует на стенках Нью-Йорка. Но большинство «переросли» улицу, в их числе и Usugrow. Однако он сильно выделяется не только среди представителей мировой стрит-арт сцены, но и на фоне своих японских коллег.     

 

Сегодня в Японии, как и во всем мире, основную творческую массу составляют художники-космополиты, чей стиль заочно приватизирован глобальными трендами. Хороший стрит-артист из Берлина иногда совершенно не отличим от хорошего стрит-артиста из Сингапура. На этом фоне художники, которые развивают локальную школу — такие как Usugrow — выглядят меньшинством.    

 

Удивительно, что каждый этап творческого развития — от тех самых подпольных флаеров до создания работ музейного масштаба и коллабораций с крупными street fashion брендами — оставил свой след в ДНК его стиля. Образы иногда приходят из самых глубин японской культуры, а иногда из самых неожиданных источников — как любимые художником черепа из мексиканской традиции los Muertos. Одно можно сказать наверняка, Usugrow всегда воспевает красоту. По словам художника, на него сильно повлияли уличные и околохудожественные субкультуры современной Японии: музыка, скейтбординг, тату и т.д. 


Но как и предыдущее поколения графиков, мощный заряд вдохновения и рабочих референсов Usugrow получает именно из традиционных видов искусства. И самый очевидный в его случае источник — японская каллиграфия. Одно из самых востребованных в этой стране изящных искусств, на котором воспитаны целые поколения художников. Кроме эстетических свойств хорошая каллиграфическая работа всегда обладает философским смыслом. Судя по всему, именно этот атрибут наиболее интересен художнику. В его сумеречной каллиграфии, выполненной всегда в монохромной гамме, роль графем выполняют не японские иероглифы, а придуманный им самим алфавит.  

Работы LA художников в стиле cholo

 

Кроме того в работах Usugrow ярко просматривается один из старейших стилей граффити — чоло, который напоминает начертания готических шрифтов. Узкие, контрастные декоративные буквы с резкими изломами штрихов.  

Примеры готических шрифтов

Чоло зародился в латиноамериканских коммьюнити в Лос-Анджелесе. Изначально он ассоциировался исключительно с мексиканскими гангстерскими кругами, но со временем этот стиль вышел «из подполья» благодаря интересу со стороны калифорнийских серферов и других жизнерадостных ребят — и стал частью американской попкультуры. Потеряв свою изначальную культурную принадлежность, чоло распространился по миру как одно из течений граффити. Этот удивительный уличный леттеринг, имитирующий средневековое письмо ширококонечным пером, лег в основу почерка Usugrow наравне с японской каллиграфией.  

 

 

Сегодня Usugrow — довольно успешный, универсальный рисовальщик, он делает логотипы, плакаты, editorial-иллюстрацию. Активно сотрудничает с брендами одежды и скейтерскими марками, помогает представителям панк и хардкор-сцены со всего мира. Пару лет назад Usugrow написал книгу Love Hate From JP. Живет художник в Токио, но много путешествует вместе со своими работами и активно участвует в групповых выставках по миру. 

Разворот из книги Love Hate From JP

 

Этим летом его работы привезли в Москву в pop-up галерею Faces&Laces, а чуть позже их можно было увидеть на юбилейной выставке лондонского Stolen Space в числе других андерграундных художников. 

Галерея Stolen Space

 

Видео-рассказ о себе Usugrow