Стас Орлов
сторибордист


Жека Любаев
сторибордист


Таня Васьковская
сторибордист


Наташа Табатчикова
сторибордист


Таня Евецкая
арт-байер LOWE Adventa


Павел Соловьев
старший арт-директор LOWE Adventa


Сергей Михайлов
арт-директор Ogilvy


Дарья Дворцова
пост-продакшн менеджер Ogilvy


Анна Иванникова
арт-байер Leo Burnett Moscow


Катя Пастух
арт-байер Saatchi&Saatchi


Сергей Скрыпник
арт-директор BBDO

 

Сториборды

22 марта 2011

Каждый месяц в Студии Bang! Bang! создается около тридцати сторибордов и десяти аниматиков. Мы решили выяснить у всех участников процесса, что такое сториборд, как и с чем его едят.


Иллюстратор Стас Орлов

Как арт-директор определяет, нужен ли для презентации идеи сториборд?
Сергей Михайлов, арт-директор Ogilvy: Обычно это определяет сиуация, так как не секрет, что в большинстве агентств планирование работы над рекламной кампанией редко оставляет время для подготовки качественной презентации. Сториборд — это предвоплощение идеи, причём не важно, будь то тв-ролик или механика в продуктовом магазине. Недостаточно только вам понимать идею, клиент её должен понять. Понять, принять, переспать, полюбить, снова переспать, жениться и прожить с ней счастливо всю кампанию, а с первой стадией, как мы знаем, бывают сложности. Ведь у клиента тоже есть фантазия, своя, «правильная» фантазия. Думаю, не надо объяснять, чем вы рискуете, подкинув свою идею в неоформленном виде. Поэтому одного танца вокруг клиента не достаточно, он должен быть уверен, что вы точно знаете, что делаете. Покажите ему это в картинках. Ведь вы сами на вряд ли поверили, что Бармалей злой и ужасный, если бы собственными глазами его не увидели.

Павел Соловьев, старший арт-директор LOWE Adventa: Обычно для арт-директора необходимость презентации сториборда — решение не персональное, более того — это необходимость, заданная брифом. Но скажу про себя лично: я не очень люблю борды и предпочитаю им хорошее настроенческое видео или даже разыгрывание сценария ролика презентующими.

Сергей Скрыпник, арт-директор BBDO: Если суть идеи/ролика выражается только визуальным языком, либо какими-то композиционными находками, — то сториборд нужен.

Насколько важна сильная визуальная сторибордная часть при презентации идеи?
Катя Пастух, арт-байер Saatchi&Saatchi: Это сильно зависит от истории, но обычно сильно. Стиль отрисовки помогает более четко передать креативную идею.

Дарья Дворцова, пост-продакшн менеджер Ogilvy: Довольно важна, поскольку клиенту в большинстве случаев нужно увидеть идею, чтобы оценить ее. Если идея точно отрисована, клиент поймет ее лучше.

  
  
  

Агентство BBDO, клиент Pepsi, иллюстратор Наташа Табатчикова

Влияет ли качество отрисованных картинок на принятие идеи клиентом на презентации?
Дарья Дворцова: Конечно, во время презентации клиент, в основном, смотрит на качество идеи, насколько она соответствует брифу и его задачам. Но хорошо отрисованные иллюстрации всегда производят на клиента лучшее впечатление, говорят о том, что агентство тщательно подготовилось к презентации.

Анна Иванникова, арт-байер Leo Burnett Moscow: Идеи, рекламные кампании, в большинстве состоят из сюжетов с людьми или продуктовой части. Соответственно, от качества передачи в иллюстрации концепции главного героя, точного соответствия стратегическому замыслу, задумке арт-директора зависит и восприятие клиента или потребителя фокус-групп. Тоже касается и продуктовой части. Продукт должен быть привлекательным, а это достигается верными иллюстрациями.

Часто ли приходится рисовать сториборды на выходных? 
Катя Пастух: Очень часто. Обычно в выходные, я бы сказала.

Дарья Дворцова: Часто. Увы. И на выходных, и по ночам.

Таня Евецкая, арт-байер LOWE Adventa: Примерно 3-4 раза в год.

  
  
  

Агентство Ogilvy, клиент Baltika, иллюстратор Стас Орлов

По отрисовке сторибордов удобнее работать с агентством или с художником фрилансером?
Катя Пастух: Однозначно с агентством. Главное, чтобы агентство было надежным и могло подстраховать, когда иллюстратор не справляется, заболел или еще что-нибудь.

Дарья Дворцова: Удобнее работать с агентством, потому что оно берет на себя риски и дает гарантии по срокам и качеству работы.

Анна Иванникова: С агентством, так как в случае работы с агентством, легче координировать процесс и вести несколько проектов одновременно, достигается более качественный результат. Потому что, как правило, у нас несколько идей и несколько сторибордов. А сроки одни, очень-очень сжатые :-)

Может ли сториборд понравиться больше, чем финальный продукт — ролик?
Дарья Дворцова: На мой взгляд, да. Бывают такие сториборды, что хоть на выставку. Например, однажды клиент хотел поставить в эфир аниматик.

  
  
 

Агентство Leo Burnett Ukraine, клиент Tele, иллюстратор Стас Орлов

Какими принципами арт-директор руководствуется при выборе художника для проекта?
Сергей Михайлов: Принципы просты — по работам художника я должен увидеть, что он сможет нарисовать то, что в моей голове. Техники, в которых он работает, умение совмещать их, понимание того, что он рисует, способность работать вместе и привносить свой шарм в работу для меня лучший критерий при выборе.

Павел Соловьев: Четкая передача эмоций, живость линий, хорошая колористика и быстрота выполнения задания — вот, пожалуй, основные критерии.

Сергей Скрыпник: Стилистическое соответствие проекта и художника, иногда просто его умение видеть.

Таня Евецкая: Выбор иллюстратора на проект зависит от брифа, который приходит от креатива. По сценарию и «огурцам» можно увидеть — в какой стилистике требуется отрисовка, а отсюда и понимание, какой иллюстратор нам нужен. Также есть некоторые организационные нюансы, влияющие на выбор раскадровщика. Например, если сроки сжаты, то я предпочту работать с раскадровщиками, в стиле, исполнительности и скорости которых я уверена на 1000%.

Может ли сториборд «убить» идею?
Сергей Михайлов: Ооо, дааа! И не только убить, но и похоронить. И самые свежие и прекрасные идеи иногда гибнут от неровной руки художника, от неумеющего написать историю копирайтера и от неспособного выразить ее на бумаге арт-директора. Но, к счастью, идея с легкостью реинкарнируется. Ибо как гласит рекламная мудрость: «Хорошую идею надо продавать, пока она не продастся».

Таня Евецкая: Думаю, это исключительный случай. Если портфолио раскадровщика соответствует задачам брифа, когда иллюстратору все понятно, он задал все вопросы и получил необходимые референсы и материалы от арт-директора, можно сказать, что большая часть работы проделана. Осталось превратить «огрурцы» в готовые красивые кадры, уложившись при этом в тесные подчас тайминги.

Сергей Скрыпник: К сожалению, ДА!

Павел Соловьев: Разумеется. Даже такая  мелочь, как не точно выбранный колорит или выражение лиц героев второго плана могут с легкостью «похоронить» идею, допустим, на какой-нибудь фокус-группе, где идее уже никто не будет помогать «выжить».

  
  

Агентство McCann Erickson, клиент Nescafe, иллюстратор Наташа Табатчикова

Сколько иллюстраций может рисовать сторибордист в день?
Сергей Михайлов: Это очень индивидуально и, конечно, зависит от сложности исполнения и корректной постановки задачи арт-директором. Из опыта, в среднем, 3-4 дня на 15-17 картинок с внесением комментариев считаю нормальным.

Таня Евецкая: Вопрос тонкий. И здесь есть несколько факторов, влияющих на результат — требования брифа и сроки, качество детализации, количество персонажей и насыщенность кадра, ну и разумеется индивидуальные способности иллюстратора. В среднем — это 5-7 цветных картинок в день.

Павел Соловьев: А сколько идей в день могут придумать арт-директор с копирайтером? Подозреваю, что некоторые не могут ни одной, некоторые более десятка.

Случались ли ситуации, когда все презентуемые на тендере идеи были отрисованы одной рукой?
Дарья Дворцова: Да, такое случается часто. Мне кажется, это не проблема.

Анна Иванникова: Да, случались. Но это было возможно только в том случае, когда позволяли сроки. Презентовать концепции в единой стилистике более верно — идея точнее передается и воспринимается. На практике чаще приходится брать несколько художников, так как выдержать тайминг проекта, пользуясь услугами только одного иллюстратора, не реалистично. Даже если он суперпрофессионал.

  
  

Агентство BBDO, клиент Adrenaline, иллюстратор Жека Любаев

Что важно учитывать арт-директору при составлении брифа?
Стас Орлов, сторибордист: На этот вопрос я могу ответить с позиции художника. Арт-директор должен четко представлять себе уже отснятый ролик и понятно донести свои мысли до художника. Для начала неплохо описать общую картину и настроение происходящего. Далее, переходя к самому брифу по кадрам, очень важно описать детали и расставить акценты на тех моментах, которые он считает ключевыми. Текст, сопровождающий «огурцы», должен содержать описание действий персонажей в кадре, крупность плана, точку камеры и ее движение, если оно задумано им изначально. Бриф должен включать понятные и однозначные референсы по персонажам, предметам, одежде и настроению. Все перечисленное должно содержаться в правильном порядке и в общедоступном документе, лучше всего в одном. В этом случае работа над сторибордом пройдет быстро и клиент на презентации скорее всего увидит то, что задумал арт-директор, не подключая собственную фантазию.

Таня Васьковская, сторибордист: Во-первых, история должна быть понятна целиком — что происходит, зачем и с кем. Это позволяет избежать недопонимания и многих дополнительных вопросов.
Во-вторых, каждый кадр должен сопровождаться описанием того, что там происходит.
В-третьих, желательно нарисовать «огурцы». Иногда можно обойтись и без них, но, как правило, они полезны, особенно самому арт-директору. С помощью «огурцов» можно объяснить иллюстратору компоновку кадра,  масштаб  (ближний план \ общий план), движения персонажей и т. д.  Без «огурцов»  все это оставляется на усмотрение иллюстратора. Если вы готовы принять его точку зрения, тогда можно эту стадию пропустить.  Еще бывают ситуации, когда арт-директор пытается в статичном рисунке показать динамику развития ситуации, т. е. впихнуть «невпихуемое» в один кадр. Выглядит это так: «Девушка на улице подходит к парню, берет его за руку и в этот момент мы видим, что в туалете офиса на соседней улице распускается прекрасный цветок». Здесь происходят два события в двух разных местах. Как это должен показать иллюстратор? В таких случаях я обязательно прошу скетч от арт-директора. Когда он понимает, что сам не может уместить это в одном кадре, сразу находится компромиссное решение — либо поделить экран чертой, либо рисовать два отдельных кадра.
И четвертое — референсы. Если у арт-директора (или клиента) есть четкие требования к тому, как выглядит персонаж, во что он одет, где происходит история, в какой стилистике она выполнена  и т. д., нужно прикладывать эти материалы к брифу. В противном случае требования переодеть персонажа из синих джинсов в белое платье во всех 20 кадрах сториборда влетит вам в копеечку как непредусмотренная переделка.

Наташа Табатчикова, сторибордист: При составлении брифа арт-директору важно учитывать, что он и художник, как правило, находятся на расстоянии. Что порою трудно на основании одних только слов (иногда очень расплывчатых) понять, каким видится арт-директору стиль борда, типажи героев, их эмоции и т. п. Поэтому очень важно иллюстрировать свои мысли и пожелания всевозможными фотографиями и картинками (референсами), соответствующими идеям арт-директора. Задание, сформулированное просто и понятно, облегчает задачу, помогает художнику более качественно выполнить свою работу и значительно сокращает время создания всего борда.

  
  
  
  
  
 

Агентство BBDO, клиент Frustyle, иллюстратор Стас Орлов

Расскажи об основных шагах по отрисовке сториборда.
Стас Орлов: Мне кажется, каждый художник строит свою собственную схему работы. Я, например, после ознакомления с брифом, начинаю с композиционных набросков всего сториборда, затем отрисовываю четкий контур а уже потом приступаю к работе с цветом. Для меня такой порядок самый быстрый и к тому же он позволяет заказчику отслеживать процесс работы по этапам и видеть очевидные недочеты в общей картине. Нередки случаи, когда арт-директор работает с вами впервые и, выбрав вас на основании вашего портфолио, все-таки вам не доверяет, в таком случае, перед началом работы, можно нарисовать наиболее яркий кадр целиком в цвете, дав понять, что действие магии, наделяющее вас способностями к рисованию еще не иссякло и вы не сольёте его драгоценный проект.

Таня Васьковская: Сначала надо понять бриф, задать все вопросы и выяснить все спорные моменты.  Арт-директор  может не иметь достаточного опыта или просто забыть про что-то — а переделывать потом иллюстратору. В условиях жестких сроков сдачи проектов срочные непредвиденные исправления могут стоить иллюстратору несколько часов ночного сна, а то и парочки выходных — в зависимости от масштабов переделок.
Дальше собираю фактический материал — на чем произрастают ягоды асаи? Какого цвета дома в балканской деревне? Как выглядят дети известной актрисы, выбранной в качестве героини ролика?
Затем рисую один-два кадра на утверждение. После одобрения сажусь рисовать остальные кадры. Для того, чтобы уложиться в сроки, составляю себе простенький тайминг — например, в первый день делаю пять кадров, во второй и третий — по шесть. Это позволяет правильно распределить нагрузку, избежать авралов и срыва сроков. 

Наташа Табатчикова: Внимательно прочитав бриф, составляю вопросы по всей истории. Получив все ответы, ищу дополнительные референсы на изображения героев, итерьера, пейзажей которые будут фигурировать в истории. Отрисовываю кадры сначала в контурном виде, затем добавляю тон, после делаю все в цвете.

  
 

Агентство Yarche, клиент Nescafe, иллюстратор Таня Васьковская

Может ли постановка задачи (бриф) повлиять на отказ от работы?
Стас Орлов: Для кого как. Есть художники, которые согласны работать по брифам, которые можно охарактеризовать как «записки на манжетах» и это очень плохо, потому, что поощряет недобросовестое составление брифов со стороны заказчика и порождает хаос, в общем, как тенденцию. Часто по техническому заданию сразу видно человека, с которым предстоит работать, степень его профессионализма и желание сотрудничать в интегральной связи с остальными участниками проекта. Большинство этапов работы над рекламой часто выполняется людьми, которые не знают друг друга лично, поэтому отлаженный механизм взаимопонимания очень важен для всех участников. Отвечая на вопрос, скажу: если задача сложна, а бриф составлен плохо, и у вас нет возможности заставить заказчика его переделать — лучше отказаться от работы, потому что весь процесс будет состоять из ошибок, правок и недопониманий. Воплощение такого проекта в конечный продукт маловероятно.

Наташа Табатчикова: Неприятно, когда заказчик начинает маскировать достаточно большие объемы работы под легкую задачу, с целью экономии на гонораре для художника. Также повергают в уныние многочисленные правки, особенно те, которые возникают не по вине художника.

Таня Васьковская: В постановку задачи входят также сроки и качество прорисовки. Иногда агентство хочет невыполнимого — например, за сутки нарисовать пятнадцать картинок в реалистичном стиле. Учитывая то, что на каждую такую картинку нужно примерно 2 часа работы, получается 30-часовой рабочий день — это уже больше суток, и потом, ни один уважающий себя иллюстратор не согласится на такой марафон.
Второй вариант — когда ничего не понятно, а заказчик отказывается уточнять бриф и отвечать на вопросы иллюстратора. Например, бриф писал арт-директор, который впал в кому и недоступен в течение месяца, а переговоры с иллюстратором ведет менеджер, который вообще не в курсе и работает последний день перед увольнением.

Есть ли у тебя любимые клиенты или бренды, для которых рисуешь сториборды?
Стас Орлов: Saatchi&Saatchi, EURO RSCG, Leo Burnett Ukraine.

Наташа Табатчикова: BBDO, Magic Box.

Жека Любаев, сторибордист: BBDO, Adrenaline. Много экшна, мне это нравится. И мало комментариев.

Таня Васьковская: На личности переходить не буду — люблю рисовать всякие премиальные продукты — когда что-нибудь красиво наливается из красивой упаковки. Или глючности всякие, можно пофантазировать тогда, от себя что-то добавить. Не люблю рисовать ролики про счастливые семьи, которые дружно потребляют продукт и от этого становятся еще более счастливыми. Но такие заказы встречаются чаще всего, к ним я отношусь как к рутине, просто к работе, которую надо сделать. Еще не люблю работать с так называемыми «клиентскими» агентствами.  Как правило, они и являются основными поставщиками роликов про счастливые семьи, при этом сдать раскадровку с первого раза им практически невозможно. Да и со второго, и с третьего тоже. Связано это с тем, что клиентам такого агентства позволено влезать в работу креатива, менять бриф после выполнения работы, передумывать, и пробовать разные варианты по сто раз. Приводит все это к тому, что на заурядный во всех отношениях ролик тратится уйма сил и времени. Хорошие (а значит, востребованные и занятые) иллюстраторы отказываются работать с таким клиентом, либо соглашаются, но за повышенный по сравнению с остальными гонорар. Таким образом «клиентские» агентства наказывают и себя, и своего невоспитанного клиента, получая в итоге результат, которого другие добиваются за гораздо меньшие сроки и деньги.

  
  
  
  

Агентство BBDO, клиент Eve, иллюстратор Наташа Табатчикова

Как оценишь значимость твоего участия в финальном проекте (создание рекламного ролика)?
Стас Орлов: По моему мнению, любая работа в замкнутой цепи коллектива является очень важной, даже если вы придерживаете прибор на съемочной площадке. Это не индивидуальное творчество и переоценивать собственную важность в такой работе странно, нужно просто добросовестно ее выполнять, максимально применяя свой талант на том этапе, где все зависит только от вас.

Таня Васьковская: Хорошие иллюстрации в первую очередь помогают продать идею клиенту. Согласитесь, родить хорошую идею, развить ее, убедить всех в своем агентстве, что это суперидея, и потом не суметь преподнести ее клиенту из-за плохой раскадровки — страшный сон любого креативщика. Кроме того, сториборд или аниматик — это полигон для проверки исходной идеи и обнаружения ошибок. Как правило, ролик сильно отличается от раскадровки. Но это не значит, что сториборд просто пошел в помойку — прежде он сослужил свою службу, помог креативу найти оптимальное решение. Для иллюстратора задача-минимум — точно воплотить замысел арт-директора. Задача-максимум — нарисовать так, чтобы сам автор идеи восхитился, как круто все выглядит.

  
  
  

Агентство Yarche/Adwenta Lowe, клиент Nuts, иллюстратор Стас Орлов

Совет начинающему сторибордисту.
Стас Орлов: На мой взгляд, пожалуй, самый полезный совет для начинающего сторибордиста, это найти возможность лично поучаствовать во всех важных процессах создания самого ролика касающихся его визуальной части, от съемочной площадки до монтажной комнаты и наложения спецэфектов. У меня есть такой опыт, и он мне здорово помогает в работе. Если такой возможности нет, постарайтесь понять для себя хотя бы в теории такие моменты, как приемы оператора в постановке кадра, выбор объектива, ключевые особенности монтажа, постановка света. Все это можно выяснить, просматривая и анализируя уже готовые рекламные ролики. Еще важный совет: попробуйте выработать наиболее быструю технику рисования, так как сроки на изготовление сторибордов предельно сжаты. Для этого немаловажно правильно выбрать ПО для работы, например, такая программа как фотошоп в работе над сторибордами малоэфективна, лучше выбрать программу предназначенную для покадровой анимации. Инструменты и движки таких ПО ориентираваны на скорость и максимальную производительность и, в добавок, вы можете тут же просматривать весь процесс нарисованного в сиквенции.

Сергей Михайлов: Учитесь, учитесь и учитесь. Смотрите кино, вникайте в планы, ракурсы, композицию, старайтесь увидеть историю, как оператор, и изложить ее, как режиссер. Не бойтесь предлагать свое видение, если оно, действительно, точнее раскрывает историю, поверьте, хорошего арта вы увидите по «огурцам». Покажите борд бабушке, если ей понятно отправляйте.

Дарья Дворцова: Чтобы стать хорошим рекламным сторибордистом, нужно обладать определенными качествами: быть терпеливым, работоспособным и стрессоустойчивым, уметь понимать задачи арт-директора, вообще, понимать рекламу. То есть, с одной стороны это искусство, с другой — оно коммерческое, прикладное. Нужно как-то объединять в себе два этих начала. Ну и еще раз — много работать и не бояться ошибаться.

Анна Иванникова: Набивать руку на персонажах (разные характеры, движения) и продуктах, повторюсь, — это самое важное в сторибордовой теме.

Таня Евецкая: Внимательно читать-слушать бриф, учиться рисовать техничные, живые, экспрессивные картинки. Набирать скорость и соблюдать сроки.

Жека Любаев: Больше рисования с натуры и копирования любимых художников и поменьше амбиций — залог успеха.

Таня Васьковская:  Помнить, что сториборд — не средство самовыражения иллюстратора. Конечно, можно внести какие-то свои предложения, но они должны касаться деталей и нюансов. Ни в коем случае нельзя влезать в сюжет, менять произвольно типажи персонажей и т. п.
Быть дотошным. Начиная от стадии получения брифа — задать все вопросы, разрешить все сомнения. Это не дискредитирует иллюстратора, а наоборот, показывает его профессионализм и заинтересованность.
Правильно распределять время.  Нужно примерно представлять, на какую работу сколько времени потребуется. Тогда можно, во-первых, правильно договориться о сроках еще на стадии получения брифа, во-вторых, правильно распределить свое время. Если честно, не всегда новый бриф вызывает прилив вдохновения и желания немедленно взяться за работу. Но откладывание на последний день еще никого до добра не доводило. Тогда помогает метод «швейцарского сыра» — начните с самого легкого. Например, в сториборде есть три-четыре однотипных кадра, которые незначительно отличаются друг от друга. Тогда можно их сделать довольно быстро, и уже 25% работы сделано. Потом ставишь себе следующую задачу — сделать три кадра демо, в которых нет людей — еще кусок работы сделан. А там уже остается чуть-чуть и ролик готов.

Сергей Скрыпник: «Упорство и прилежание лучше, чем беспутство и гений», — Ремарк, «Три товарища».