Иллюстрация на рукаве

Анна Филиппова, 17 октября 2013

60-е стали «тем самым» десятилетием в современной музыке и во всем, что с ней соприкасалось. В том числе в оформлении виниловых пластинок. До этого на альбомах было принято изображать или артистов, или музыкальные инструменты. В крайнем случае — артистов, играющих на инструментах. Сложно поверить, что за прошедшие с тех пор полвека sleeve art стал не только легитимной формой иллюстрации, но отчасти и самостоятельным искусством.

The Beatles "Revolver"

Одна из первых пластинок с иллюстрацией на обложке — Revolver (1966), седьмой по счету студийный альбом The Beatles. Этот психоделический коллаж был собран другом группы Клаусом Форманом (Klaus Voormann) из архивных фотографий и старых газет под впечатлением от песни Tomorrow Never Knows. Подпись художника вплетена в волосы Джорджа Харрисона. Однако благодаря своей обложке в историю вошел не этот, а следующий альбом четверки — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967), получивший «Грэмми» за лучшее оформление.  

The Beatles "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band"

В работе над этой обложкой принимали участие несколько человек: галерейщик Роберт Фрейзер (Robert Fraser), поп-арт художник Питер Блейк (Peter Blake) и его жена Джанн Хэворт (Jann Haworth). Пластинка иллюстрирована портретами более 70 мыслителей, кинозвезд, художников, писателей и других влиятельных людей по мнению участников The Beatles. В том числе — по просьбе Харрисона — нескольких индийских гуру. От оккультиста Алистера Кроули и комика Ви Си Филдса до Марлона Брандо, Карла Густава Юнга и Лоуренса Аравийского. И восковые фигуры самих битлов в их ранней инкарнации. Картонные модели были отпечатаны в масштабе 1:1, сложены вместе и сфотографированы.  

 

The Velvet Underground & Nico

Эти и другие последовавшие за ними обложки были созданы художниками, рассматривающими sleeve art в качестве новой платформы для творческого эксперимента. В результате их работы имели довольно посредственное отношение к самой музыке. Например, знаменитый банан Энди Уорхола на альбоме The Velvet Underground & Nico (1967). С легкой руки автора на обложке пластинки первого пресса не были подписаны ни группа, ни название альбома (добавлены на более поздних изданиях) — только имя художника. И мелким кеглем подпись к банану «Peel slowly and see» — желтая кожура была наклеена как стикер поверх красного банана. 

Pink Floyd "A Saucerful of Secret"

 

Первыми коммерческими художниками, которые провозгласили себя мастерами именно этой формы, стал дуэт Hipgnosis. Название Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson) и Обри Пауэлл (Aubrey Powell), тогда еще студенты Королевского колледжа искусств в Лондоне, позаимствовали из граффити с двери своей первой студии. В музыку они попали благодаря дружбе с Pink Floyd, которые заказали у Сторма и Обри обложку для альбома A Saucerful of Secret (1968). Они же оформили все последующие альбомы группы, в том числе легендарный Dark Side of the Moon (1973).  

Pink Floyd "Dark Side of the Moon"

 

Иллюстрация будто из учебника физики демонстрирует, как свет проникает через призму и превращается в спектр из шести цветов (в природе — семь, но авторы пожертвовали индиго, который сливался с сиреневым). Это явление называется дисперсией света. На обратной стороне обложки изображен обратный процесс — конвергенция спектра. Соединив две стороны, можно получить бесконечный цикл превращения света в спектр цветов и обратно.    

Pink Floyd "Dark Side of the Moon"

 

После успеха этой работы Торгерсон и Пауэлл стали самыми востребованными людьми в бизнесе, они сотрудничали с Led Zeppelin, The Who, Genesis, Black Sabbath, Yes, Питером Гэбриэлом, Аланом Парсонсом и многими другими. С течением времени дуэт превратился в студию средних размеров со штатом художников и дизайнеров. Их стиль, построенный на почти фотошопных трюках «темной комнаты», стал самостоятельной эстетикой, в которой сегодня работает целый корпус иллюстраторов.  

Работы Hipgnosis

 

Пластинки 60-х и 70-х

 

Работы Hipgnosis принимались холодно только в одном месте —  в офисах звукозаписывающих компаний. Пауэл вспоминает, что боссы EMI, которые не понимали высоколобых концепций и волновались только за продажи, ненавидели его и Сторма лютой ненавистью. Для всего остального мира Hipgnosis стали пионерами новой области иллюстрации, которая как и музыкальная индустрия развивалась с космической скоростью. Уже спустя десятилетие она обошла полный круг и вступила в эпоху локального постмодернизма: с самоповторами, цитированием и гиперссылками. В 1979 году выходит альбом Joy Division — Unknown Pleasures (1979), обложка которого стала символическим итогом всего, что было придумано sleeve art художниками за два предшествующих десятилетия. 

Joy Division "Unknown Pleasures"


Автор этой работы, англичанин Питер Сэвилл в будущем станет звездой дизайна именно благодаря сотрудничеству с Factory, собственным лейблом Joy Division. А пока он арт-директор небольшой звукозаписывающей фирмы из Манчестера, нарисовавший всего лишь пару плакатов. Все самое главное впереди. Первым шагом в историю стала именно обложка Unknown Pleasures, на которой изображены радиоимпульсы пульсара CP 1919. Еще один рисунок из учебника физики. Вернее — из Кембриджской астрономической энциклопедии. 

Cambridge Encyclopedia of Astronomy

 

С тех пор это изображение было скопировано на сотни носителей: футболки, плакаты, татуировки, анимация. Она задела что-то в коллективном бессознательном, стала своеобразным архетипом в музыкальном космосе. «Одновременно напряженная, как перкуссии Морриса и легкая, точно биение сердца», — описывает ее Сэвилл. Кроме иллюстрации на обложке не было ни названий, ни трек-листа, ничего — настоящий пост-панк, анонимность которого уже не случайная (как у Velvet Underground и Уорхола), а провозглашенная.      

Unknown Pleasures tattoo

 

Работы Питера Сэвилла

 

Спустя два года после выхода Unknown Pleasures увидел свет первый демонстрационным прототип музыкального CD — The BeeGees: Living Eyes. Будущее настало. Грампластинки отправились на чердак, люди сделали выбор в пользу более компактного и быстрого формата. Во второй половине 90-х был придуман mp3. Потом появился iTunes. Каждый следующий носитель убивал предыдущий так быстро, что они не успевали обзавестись собственной культурой — как это было в случае винила. А ведь только культура гарантирует бессмертие.  

Пластинки 80-х и 90-х

 

Сегодня виниловые пластинки — крошечная индустрия для коллекционеров и гиков, которые дата-массивами на облачных сервисах предпочитают физические носители. Релиз на виниле наконец стал тем, чем всегда должен был быть — имиджевым актом. Малой формой искусства. Для иллюстраторов это значит еще больше самовыражения и творческой свободы. Другими словами, рисовать обложки для пластинок никогда еще не было так легко и приятно.  

Пластинки 00-х