Папа-иллюстратор

14 августа 2012

Олег Тищенков родился в Смоленске, жил и работал в Москве и Калининграде, а около трех лет назад переехал с семьей в Торонто. Там он продолжает придумывать и публиковать широко прославившие его комиксы про философски настроенного кота, рисовать иллюстрации для журналов, рекламы и некоммерческих дружественных проектов, растить дочь и скучать по морю.



Как тебя сюда занесло?
Меня сюда несло очень долго. Это называется профессиональная иммиграция. И это был мой осмысленный выбор. В начале 2000-х, когда у нас родилась дочка, мне почему-то сильно расхотелось растить ребенка в реалиях той действительности. Но любезное приглашение Темы Лебедева поработать в Cтудии, поступившее как раз в тот момент, отодвинуло это решение на 10 лет. Потом был Калининград. А потом Торонто.



Такой неочевидный выбор, кажется, для иллюстратора. Почему не Берлин, не Лондон?
Берлин? Мне неинтересно. Лондон? Ну да. Там хорошо, но сильно суетно и дорого — мне этого в Москве хватило до конца жизни. Весь это рок-н-ролл когда ты либо один, либо никакой ответственности. Так, за песнями.



Чего тебе не хватало дома, а на новом месте - хватает?
Когда появляются дети, сразу включается какая-то переоценка окружающей среды.
Мне, например, в Москве не нравилось ездить в метро в период метрошных терактов. Но я в общем-то мог это как-то пережить. Но мне было ужасно неприятно, что моя дочка может жить с подобным страхом. А если посмотреть внимательнее, то этих страхов намного больше. В общем, я не мог себе представить, что смогу отпустить ее на детскую площадку одну (а здесь она у меня в даунтаун на сабвее одна уже ездит — 13 лет, и я в ус не дую). Все остальное типа работы, друзей — это какие-то радужные мыльные пузыри счастья, которые как будто не пересекаются с действительностью. Такая форма самообмана. На одном мне это работает. Но родительский инстинкт отключает розовые очки.



Работаешь ли ты с местными работодателями? А с русскими заказчиками?
Да, работаю. И с русскими, и с местными, и с другими иностранцами.



Есть ли между ними разница в подходе к проектам, организации работы? Одинаковы ли требования киллюстратору? Кто больше платит?
С иностранцами работать спокойнее. В остальном, с моим багажом разных проектов, могу честно сказать, что самое нудное — это работать с российскими рекламными агентствами, которые находятся под началом у иностранцев. Попытка самопальных арт-диреторов угодить своим буржуинским начальникам — это что-то на грани добра и зла.



Где интереснее и лучше жить?
Мне везде интересно. Я умею себя развлечь. Про рецепты лучшей жизни я ничего сказать не могу. Мне очень нравится Калининград, и могу сказать честно, что для меня это самое комфортное место жизни, работы и отдыха одновременно.



Общаешься ли ты с иллюстраторами и дизайнерами в новой стране или живешь в изоляции? Кто тебе нравится из местных иллюстраторов?
Общаюсь, но не сильно. В основном, с комиксистами. По сравнению с той активностью, которая бурлила вокруг во времена всяких С-артсов, это, конечно, ничтожно. Но меня это не расстраивает. Всему свое время. Я живу и работаю у себя дома, так что это, скорее, можно назвать изоляцией. Но общение посредством скайпа делает эту изоляцию очень размазанной по планете. 



У меня есть друзья, все бывшие наши, есть всякие знакомые и родители дочкиных друзей, но я не чувствую горячей необходимости тусить с нейтивами. Они какие-то все стеклянно-аккуратные в коммуникации, очень все вежливо и корректно... как в трамвае. Но это и хорошо. 



Влияет ли на твой стиль местная культура, образность, тренды? Ходишь ли ты на выставки, участвуешь в каких-то культурных проектах?
Нет, на стиль не влияет. Влияет на саму жизнь. В общем-то ради этого люди и покидают насиженные места. Выставки посещаю, но признаюсь, что чего-то радикально потрясшего меня я давно не видел. В сети можно найти больше интересностей.

Очень сильно заметно, что ВСЕ российское изобразительное и другое искусство вторично по отношению к здешнему. Но при этом там возникает какой-то местечковый нюанс, и именно он прекрасен. На западе все как-то слишком универсально. Глобализация. Это порой раздражает. Такой культурный Вавилон.



Как конкурировать с местными иллюстраторами и почему работодатели оттуда выбирают тебя?
Трудно сказать. Я не сталкивался такой проблемой. Мне кажется, что работы полно на всех.



Приходилось ли тебе учиться в местных специализированных школах, на курсах, мастер-классах для иллюстраторов? Чему и как учат?
Пока не приходилось. Но хотелось бы. Чему и как учат, я видел в Англии. Могу сказать, что я очень жалею, что я сам так не учился.

Что происходит на рынке иллюстрации в твоей стране?
Таких тонкостей я не знаю. В настоящий момент работа сама меня находит, и пока у меня ее хватает, я о расширении зон влияния не думаю. И рыночными трендами не интересуюсь. Здесь все рынки вполне себе сформированы, и какие-то движения лично мне не заметны.



Бываешь ли ты в России? Планируешь ли возвращаться или переезжать еще куда-нибудь?
Редко, но бываю. Что касается переездов, то тут я уже не зарекаюсь. Три года назад я был уверен, что я всегда буду жить в Калининграде. Сейчас я точно знаю, что планета больше, чем то место, где ты родился. Я бы еще пожил в Сан-Франциско или где-нибудь еще в Калифорнии. Или в Ванкувере. Моря мне не хватает.



По чему из дома ты скучаешь?
По родителям, друзьям и по Калининграду с самым прекрасным на свете морем, на берег которого волной вымываются янтарики. Вообще, Восточная Пруссия самое волшебное место из всех, мною пережитых.

Портфолио Олега Тищенкова