Ничего личного

Настя Селезнева, 5 ноября 2015

«Клиент всегда прав» — с этим потребительским девизом, как и со всяким удобным лозунгом, происходят странные вещи. С одной стороны,  ты не обязан платить за вещь, которую уронил в магазине, или можешь требовать замену супа, если куриная нога оттуда не по феншую торчит. С другой — черная дыра сферы услуг развращает, и в конечном счете нормальная рабочая ситуация может превратиться в элегантный беспредел, именно потому что всегда прав.

Мы уже сами не сможем сказать, для чего мы не рисуем иллюстрации. Рекламные сториборды и аниматики, поздравительные мультфильмы, открытки, книжки, журналы, плакаты — все это создается в две, четыре, а то и шесть пар творческих рук одновременно. И создается качественно, поскольку отбор этих самых рук ведется серьезный, вдумчивый и пристрастный, чтобы работать быстро и на уровне. Но самое интересное начинается потом: экзамен на соответствие брифу.  В случае ясных и четких пожеланий со стороны заказчика проблем обычно не возникает: хочешь вон то, вот там, вот так и вот с этим — примерно это самое и получаешь. Ну, возможно, с маленькими правками на десерт. В обратной ситуации все складывается иначе. Представьте себе, что приходите в ресторан и заказываете «какой-нибудь вкусный суп, не очень острый, в меру соленый и с заправкой». Возможно ли предъявлять претензии повару, что в мясном супе горошек (яйцо, щавель, ньокки — нужное подчеркнуть), к нему подана сметана, и он не вычислил по Вашему одухотворенному образу убежденного вегетарианца? И для официанта, и для повара свежеприготовленное блюдо будет полностью соответствовать заказу: не очень, в меру и с заправкой. Последующее недовольство уже проходит по статье «капризы» и в цивилизованном обществе не приветствуется. А идея вынуть из бульона все ингредиенты, промыть, высушить, поварить снова в минеральной воде —  и вовсе никому в голову не придет.

С супом не придет, а с картинками приходит. «Правки» в виде передела большей части иллюстрации встречаются регулярно, и это не перекрасить пуговицы и изменить тон сумки, а несколько дополнительных часов работы иллюстратора, который уже нарисовал одну вкусную картинку, максимально в нее вложившись. И, возможно, сделает еще и еще, но без души. Или не сделает, и тогда обе стороны потеряют время, нервы и энергию. Мало кому прибавляет творческого азарта и воодушевления «ходить туда, не знаю куда, рисовать то, не знаю что». Поэтому свои пожелания важно и нужно формулировать с минимальной возможностью разночтений.

Добиться успеха можно и с туманным брифом, но это дело или счастливого случая, или полного совпадения творческого видения. Доверие к иллюстратору или дизайнеру — необходимый элемент рабочей системы отношений со слишком общим ТЗ.  Иначе, говоря языком сферы услуг, вы будете есть харчо вместо борща, носить бритые виски вместо кудрей и кельтские узоры вместо цветочков — все самого высокого качества — просто потому что тому, кто это делает, «красивым, стильным, сильным, харизматичным и жизнеутверждающим» кажется что-то совсем другое.

Так что давайте не выбивать жизнь ни из картинок, ни из творческих людей.

Посредством четкой постановки заданий можно минимизировать количество правок, оптимизировать время и улучшить качество работы. А также сберечь тысячи нервных клеток всем участникам процесса. И клиент всегда будет не только прав, но и доволен.