NFT и иллюстрация: как устроен рынок криптоарта

Настя Головичева, 25 июня 2021

NFT и иллюстрация: как устроен рынок криптоарта

Весной технология NFT вышла за пределы аукционных домов и внутреннего рынка в широкое поле. Неожиданно криптоискусством заинтересовались все, и мы в том числе. Рассказываем, что же это за технология и какое место в ней занимает иллюстрация

Иллюстрация: Егор Голополосов

 

Что это вообще такое

Для того, чтобы понять, в чем смысл NFT, нужна небольшая справка.

Блокчейн – это цепочка блоков с зашифрованной информацией, которая построена таким образом, что ее нельзя взломать или исправить что-то внутри. Частями блокчейна, помимо уже известной криптовалюты, являются токены. Их существует несколько разновидностей, нас интересует именно та, которая является невзаимозаменяемой, то есть уникальной, – NFT. Токены можно сравнить с табелями или жетонами, в которых прописаны авторство и принадлежность. 

Для иллюстраторов, которые создают свои работы в digital-пространстве, NFT – это возможность получить больше узнаваемости и выйти на новый рынок, где есть криптоколлекционеры, которые готовы вкладывать средства в современное искусство. Технология NFT позволяет художникам без проблем доказать свое авторство и получать проценты от перепродаж. Это, кстати, самая классная часть рынка криптоарта – есть условия для вторичной продажи. Популярность NFT началась именно с перепродаж, речь идет о кейсе CryptoPunks. 10 тысяч аватаров изначально раздавались бесплатно, достаточно было завести криптокошелек, а также претендовать на одну из работ. Когда все аватары обзавелись владельцами, начались перепродажи. Если изначально картинку продавали за доллар, то в дальнейшем цена выросла до 3 тысяч долларов за один объект.

Иллюстрация: Иван Соляев

 

Как начать работу и стоит ли?

Чтобы стать участником NFT-рынка первым делом нужно завести Ethereum-кошелек и пополнить его, а после токенизировать свою работу на маркетплейсе, который занимается продажей криптоискусства, например, OpenSea или Rarible.

Но учитывая количество художников, которые открыли для себя новую площадку, есть огромный риск дебютировать незамеченным. Поэтому нужно закладывать время и средства для промокомпаний, то есть искать информационную поддержку у иллюстраторского комьюнити, а еще лучше, если у вас уже имеется сформированный круг почитателей, которые поддержат первые проекты. В общем, токенизировать работу абсолютно несложно, в интернете множество подробных гайдов, а вот с продажей предстоит потрудиться. 

Весь рынок криптоарта достаточно рискованный и не сказать, что стабильный. Плюс он требует вложений на первых пора – комиссий за снятие денег в криптокошельках и за создание токена с работой. Другой важный вопрос – отсутствие законодательной базы, на которую можно опираться за пределами криптомира. Вопрос перехода каких-либо прав никак юридически не урегулирован. 

Многих также смущает вопрос получения вознаграждения, так как платить криптовалютой в России пока что нельзя. Можно отнестись к этому, как к инвестированию, то есть оставлять часть средств в кошельке, чтобы наблюдать за ростом "эфира" (с англ. Ethereum). 

Иллюстрация: Иван Соляев

 

Изменит ли NFT подход к коллекционированию?

Еще одна претензия к криптоарту – подтверждение оригинальности работы. Считается, что если скачать иллюстрацию, то вы автоматически становитесь ее владельцем. Уникальность на NFT-рынке можно объяснить также, как и в традиционном искусстве. Есть оригинал картины, который хранится в музее, а есть реплики, который может позволить, или даже создать, каждый. Токен гарантирует, что вся информация об авторстве и владении записана в в цепи блокчейна, а это уже отличает первоисточник от копии. Нельзя создать NFT-объект, который уже был продан на крипторынке или защищен авторским правом. 

Есть мнение, что NFT расширяет понимание того, что такое художественная работа. Продается не только традиционный формат искусства, но и мемы, видеоарт, твиты и др. Но это не значит, что иллюстрация теряет свою значимость или становится менее востребованной среди коллекционеров. Целевой аудитория у продуктов разная. За развлекательным контентом приходят определенные коллекционеры. 

Традиционное искусство изначально не легко продается на криптоарта, но особым успехом пользуются анимация, гифки, видеоработы. Но не стоит думать, что статика малоинтересна. Когда весенний ажиотаж схлынул, подход к арту стал требовательнее. Больше внимания привлекают серийные работы, в которых есть история. Должно быть понимание смысла созданной работы, а также коммуникация с аудиторией. Криптоарт – игра в долгую. 

Иллюстрация: Егор Голополосов

 

Мы спросили у иллюстраторов агентства, которые успешно реализуют свои работы на NFT-рынке, их представление о будущем технологии. 

Иван Соляев:

«Стоит понимать, что NFT – это технология, которая может наделить любой цифровой объект уникальным id в блокчейн-сети, то есть, если мы говорим о рынке NFT, то речь необязательно идет про искусство.

Платформ для продажи на первых ступенях развития было мало, там был и арт, и коллекционки, и просто какие-то артефакты. Утверждение о трансформации чего-либо во что-либо мне кажется неверным и странным. Изначальные площадки можно описать как пространство, в котором на полке может лежать оригинал Френсиса Бэкона, а рядом коллекционная фигурка Микки Мауса и какие-то фантики. По крайней мере, так было в начале, сейчас платформы уже более-менее упорядоченно себя чувствуют.

Если хочется отыскать потенциально интересные коллекционки, то отправляюсь на rarrible или opensea, если хочу посмотреть арт, то иду на Foundation, Superrare и им подобные галереи. Для андеграунда и неожиданных находок есть Hicetnunc.

Говоря о мастерстве, которое ценно на маркетплейсах, то это умение коммуницировать с аудиторией. У кого-то просто огромная аудитория в соцсетях или знаменитые мемы в портфолио. Разных авторов покупают по совершенно разным причинам, и я не вижу в этом тенденции к некому обобщению. Просто площадки, на которых это происходило, не сфокусировались на определенных свойствах, а позволяли производить операции с NFT всем желающим.    

Среда NFT абсолютно неоднородна. В разных контекстах и условиях можно продавать все, что угодно. Но если мы говорим про арт, то там действуют, как мне кажется, абсолютно те же правила, что и на рынке искусства. Ваша узнаваемость важна. 

Думаю, что в будущем мы придем к авторскому праву созданному для NFT, и все авторские отчисления за использование будут происходить через смарт-контракты. Среда станет прозрачнее, понятнее и путь до заказчика будет безопаснее. Также думаю, что развитие AR, VR и просто дополнительного слоя реальности в виде цифровой среды вокруг нас создаст огромный рынок цифровой собственности, в который будут включены как иллюстрация, так и любой контент необходимый для того, чтобы эта самая цифровая среда стала интереснее и комфортнее». 

Иллюстрация: Иван Соляев

 

Егор Голополосов: 

«NFT, по сути, является диджитал-аналогом физического арт-рынка. В мире искусства не всегда решает техническая составляющая произведения, зачастую арт – это высказывание, история, перфоманс. Цена искусства определяется исходя из множества факторов. Это относительно новый рынок с формирующимися правилами и комьюнити. Иллюстраторы на этом рынке новички и им есть, что показать! Но концептуально понимание того, что такое художественная работа совершенно не изменилось. Медиа-арт существовал задолго до NFT.

На рынке NFT продается всё, в той или иной степени. Многое зависит напрямую от коллекционеров и от их интереса. Плюс есть много площадок с разным вайбом: где-то можно найти безумно прекрасный арт, а где-то проекты, созданных по приколу. 

Но как показывает история и рынок, отлично заходят коллекции. Создайте свою авторскую коллекцию, своего персонажа и в бой! Я сейчас готовлю одну!

Сам факт того, что мемы и комменты можно монетизировать – это не новое! У контента всегда есть автор, только теперь этот автор может закрепить уникальность своей работы с помощью блокчейн-технологий. Производство всё ещё напрямую зависит от фантазии и навыков контентмейкеров.

Точно можно сказать, что NFT – это новый этап в жизни арт-рынка! И он позволяет иллюстраторам превратиться в художников и немного отойти от заказных коммерческих проектов. Иллюстрация уже вышла из своих традиционных форм, благодаря диджитал-пространству!»

 

 

Иллюстрация: Егор Голополосов

 

***

Материал подготовлен в сотрудничестве с проектом «Слон в боа».