Дама с обложки

Саша Стародубцева, 24 октября 2013

Мы долго шли к реализации того идеала, о котором писал Платон. Много веков ушло на то, чтобы женщина выбралась из гинекея, открыла рот, получила диплом и занялась той профессией, которая ей нравится. Еще больше веков уйдет на то, чтобы такой лайфстайл ни у кого не вызывал недоумения. Но уже сейчас женщина может стать вавилонской блудницей не потому, что женщина, а по зову сердца.

Уверенно и со вкусом бабы вошли в искусство. Сначала в качестве моделей и натурщиц, затем как ассистенты и подмастерья, и, наконец, взяли в руку кисть. Оказалось, женщина может быть очень успешна в искусстве. И вот почему.

Во-первых, женщина — шлюха. Она может поместить в себя любую идею, изучить ее и составить о ней мнение.

Во-вторых, понравившуюся идею женщина может оставить в себе и вынашивать. Не носить, как пакет с сосисками, а вынашивать: оставить в сознании, развить, вырастить и, наконец, подарить миру.

В-третьих, каждую достойную идею женщина воспринимает как ту самую, поэтому отдается ей всей душой и телом.

В-четвертых, женщина — актриса и обманщица. Если она красива, она знает сто способов это подчеркнуть. Если крива — тысячу методов это скрыть. Женщина открывает с утра шкаф и выбирает образ, и может переодеться несколько раз за день. Она вживается в любую околесицу и играет до конца: чувствует, испытывает, пробует, верит. Она способна воспринять идею во всех тонкостях и оттенках.

В-пятых, у женщин не бывает дальтонизма.

Это все, конечно же, гнусные стереотипы. Концентрированный сироп, который в каждой из нас разбавлен по вкусу. Но именно эти способности делают из женщины богиню и позволяют ей творить.

 

Когда это стало очевидно
Торжество женского начала без конца разворачивается на страницах и обложках американских журналов начала XX века. Мир постепенно превращается в рекламу, и одним из самых продаваемых продуктов становится американский образ жизни и его неотъемлемая часть — стильные нарядные успешные красотки. Рождается глянец, который рассказывает внешне — о беспечной Скарлетт О’Хара, скрыто — о талантливой работящей девчонке с простой мечтой стать лучшей. И кому как не женщине удается нарисовать такую героиню в цвете. 

Примерно в это же время великий Эдвард Пенфилд готовит переворот в искусстве. Поняв, как поднять продажи, он направляет его в выгодное русло. От перегруженной элементами викторианской обложки журналы переходят к новому формату, который мы и называем золотым веком журнальной иллюстрации. Вот несколько принципов:

1. Рисунок создается под формат страницы, чтобы не пришлось кропать.

2. Линии должны быть простыми и четкими, образы — крупными, чтобы лишние завиточки не затмили название журнала.

3. Цвета следует выбирать те, что сохранятся при печати, ведь с технологиями тогда еще было не очень.

4. Рисовать ярко, крупно и четко, чтобы увидел даже слепой издалека.

Революция, произошедшая в культуре, позволила женщинам рисовать женщин и зарабатывать на этом популярность и деньги. Революция, произошедшая в иллюстрации под влиянием сметливого мистера Пенфилда, создала сотни искусно нарисованных обложек и иллюстраций для известных Vogue, Vanity Fair, Harper’s Bazar, etc. Как это и бывает в жизни, ограничения лишь подстегнули воображение художниц и стали возможностями, поэтому сейчас мы ходим на выставки обложек американских журналов начала XX века, коллекционируем, вздыхаем и подражаем невероятно тонким и метким женским образам, созданным женщинами.

 

Имя, мне нужно имя!
Первая в списке богинь, разумеется, Хелен Драйден. Начав с вырезания бумажных кукол и одежды для них, она добилась двадцатилетнего контракта с Vogue. Все ее обложки отличались тонкостью образов и актуальностью. Ходят слухи, что Хелен сама писала к ним комментарии, определяя модные тенденции сезона.

 

Следующая — Энн Харриет Фиш, известная как “Фиш”. Она рисовала в основном для книг, но несколько работ попали на обложку Vogue и Tatler. Ее магия заключалась в передаче движения простыми линиями и примитивном выборе цветов.

 

Джесси Гиллеспи — королева силуэтов. На женщин ее кисти хочется равняться, и худеть, худеть, худеть.

 

Эмили Шоу иронично изображала девиц того времени. Если сейчас инстаграм переполнен фотографиями с уточкой, тогда это были картинки с индюком.

 

Наконец, Сара Стилуэлл С. Уэбер, известная как «ССС». Сохраняя верность объемному реализму, она с ветерком вписалась в новый формат. Ее работы — это вырванные из контекста объекты. Фон придумаете сами.

 

Вместо морали
Вот краткий обзор вклада в искусство, который совершили женщины в начале XX века. Они наполнили сознание невесомыми образами, но весомо изменили его. Каждый раз, пересматривая «Секс в большом городе», вы будете вспоминать дамочек в пышных юбках, которые черт пойми чем занимаются, но вызывают желание подражать. Реклама сработала.

И помните меткую фразу Монтескье: 
«Общество женщин портит нравы и образует вкус».