Дима Ребус
иллюстратор

 


Юлия Якушова
иллюстратор 

 


Наташа Климчук
партнер Bang! Bang!

 


Оля Морозова
партнер Bang! Bang!

 


Екатерина Нижарадзе
арт-директор

 


Дима Карпов
иллюстратор и преподаватель

С перламутровыми пуговицами

20 февраля 2012

Как-то спросили, кто у нас умеет рисовать как Да Винчи. Срок 2 дня. В другой раз попросят Брукса. Потом пришлют референс с картинками какого-нибудь известного иллюстратора — нам надо так же, но с перламутровыми пуговицами. Спрашивается, почему не заказать у первоисточника? Дорого, непонятно. А в чем проблема-то —скопировал, деньги получил, все довольны. Отношение нездоровое, малопродуктивное для развития иллюстрации и развращающее иллюстраторов и заказчиков. Нет спроса на визуальное разнообразие и оригинальность — нет и предложения. Или нет предложения — нет спроса?

Мы поговорили про стиль, подражание, вдохновение и копирование с двумя иллюстраторами, арт-директором и одним преподавателем (и сами по пять копеек вставили). Преподаватель, в силу прокачанной способности отвечать на правильные, но незаданные вопросы, сразу выдал нам учебную лекцию.

Материал в целом получился бесхребетным, но есть над чем подумать. 

Часть первая, с вопросами

Можно ли быть успешным, востребованным иллюстратором, не будучи оригинальным и неповторимым?

Дима Ребус, иллюстратор Bang! Bang!:
Успешным — да, но не оригинальным и не неповторимым.

Юлия Якушова, иллюстратор Bang! Bang!:
Мне кажется, что во многих странах бывшего СССР и Восточной Европы именно такое и востребовано, к сожалению. Хочешь зарабатывать много бабла картинками — займись сторибордами или фотореализмом. Это ни для кого не секрет. Не можешь и хочешь только свое рисовать? Приготовься бороться, выучи языки и стучись в международные агентства.

Наташа Климчук, партнер Bang! Bang!:
Успешным в нашей стране можно стать с любыми способностями и умениями. Смотрите, граждане, телевизор. Если отвлечься от этой грустной темы, то иллюстратор, скорее всего, сможет найти хорошо оплачиваемую работу в рекламном агентстве, если легко чувствует себя в разных стилистиках. Вопрос амбиций — влекут они к Олимпу или к деньгам. 

Оля Морозова, партнер Bang! Bang!:
Можно, если ты умеешь рисовать как Норман Роквел, Иван Билибин или Александр Дейнека. 

Екатерина Нижарадзе, арт-директор Cosmopolitan:
Мне кажется, что даже начиная с подражания, ты все равно найдешь свой стиль, если ты правда увлечен иллюстраций. Это просто этап его становления. Главное не заиграться. Нет ничего страшного в копировании, если оно осмысленное. В том, что художник работает в разных стилях, можно найти положительное. Он может быть востребованным в подражании. Мы не всегда знаем конечную цель заказчика. Как раз, может быть, точное попадание в стилистику и нужно. В таком случаи исключительное мастерство позволит заработать. И во время копирования, вольно или невольно осмысливаешь манеру рисования, наполнение рисунка, его смысл, трактовку текста, технику материала. Плюс в том, что художник знает все, что есть на сегодняшний день, и в поиске своего стиля учитывает это. 

Джейсон Брукс

 


Как ты относишься к заказам, где клиент просит подделать стиль определенного иллюстратора и присылает примеры «для равнения»?

Юлия Якушова:
Я смеюсь. Потом расстраиваюсь. Потом отвечаю, что я рисую только «под себя», а не под, скажем, Альфонса Муху. Мне это неинтересно. Я не вижу смысла тратить на это время, когда есть проекты, где все будут только рады взять тебя. Культурный или опытный заказчик всегда присылает референсы по стилю с твоего сайта, а не с чужого.

Дима Ребус:
Никак. У меня таких просто не было. А если будут, то, скорее всего, откажусь. И не потому, что я такой весь гордый или не смогу подделать чужой стиль, а просто потому, что ко мне обращаются именно за моей мазней. Я этому рад. Ловлю момент, так сказать. Но жизнь штука сложная, возможно, нагнет, и буду расписывать дощечки «под гжель» :) 

Наташа Климчук:
Большинство заказов содержат референсы по стилю, которые только в 10% случаев берутся из портфолио русских иллюстраторов. Тут какая-то социологическая проблема — то ли от заграница все еще кажется пленительной, то ли незнание отечественных авторов сказывается и изначальное недоверие к соотечественникам.

Оля Морозова:
Каждый должен рисовать, как ему нравится и как он умеет. Другое дело, когда иллюстратор сам хочет попробовать нарисовать что-то в стиле Миллера или пойти еще на какой-то эксперимент.

Екатерина Нижарадзе:
Конечно, индивидуальность — главная сила художника (а иллюстраторы таковыми и являются). Но по моему мнению, у нас еще не очень подготовленный рынок, и большинство заказчиков оборачиваются на уже проверенное и некогда удачно сработавшее. Пока что хотя бы так. Тоже неплохо. Российская печатная индустрия по сравнению с Западом отстает на несколько порядков, особенно в том, что касается исключительности и неординарности (хотя идет вперед семимильными шагами).

Говорю по своему опыту работы в глянцевых изданиях. Надеюсь, что наступит время, когда индустрия глянцевых изданий сможет позволить себе (и не столько материально, сколько в силу переосмысления, уверенности в идеологии издания и чистоте бренда) штатных иллюстраторов со своим неповторимым стилем. Индивидуальным, узнаваемым, ожидаемым — не в смысле привычки, а в смысле предвкушения — и от того любимым. Когда собственная манера рисунка будет работать на издание, так же как типовые элементы журнала, скажем, логотип, композиция обложки, элементы дизайна или стилистика текста.

Неважно, как начинается этот союз. С исключительности ли иллюстратора, когда привлекают уже известного художника. Или с того, что он стартует в издании и потом вырывается из его рамок. Когда тебе в руки попадет случайно вырванная страница из журнала с иллюстрацией и ты, даже не прочитав текста или колонтитула, понимаешь: «О, Playboy» (американский, конечно, Элдона Дедини). Это плюс и иллюстратору, и изданию.

Фрэнк Миллер

 

Существует распространенное мнение о том, что иллюстратор, в отличие от художника, — «ремесленник», который должен думать больше о соответствии работы заказу, чем о самовыражении. Так ли это?

Дима Ребус:
Отчасти это так. Бывает, действительно, от тебя требуют нарисовать именно тетю Таню, именно с дядей Колей, и именно в оранжевом. Но ведь и заказы бывают разные. В некоторых тебе задают только тему и ничем не ограничивают твою фантазию. Так же и художник может получить заказ с жесткими рамками. Вся разница между иллюстратором и художником в том, что у иллюстратора заказы с этими «рамками» бывают чаще.

Юлия Якушова:
Первый раз слышу, честно говоря. Я слышала этот спор в рамках дизайнер vs. иллюстратор. И есть полно книг и теоретических исследований о том, что дизайн идет от книгопечатания, а иллюстрация от fine art (как версия). Мое мнение таково, что любой человек на творческой работе сталкивается с балансированием требований и самовыражения. Не думаю, что это как-то особо остро стоит только в иллюстрации. В этом предложении слово «ремесленник» звучит как оскорбление. Иллюстратор такой же участник журнала, как, допустим, ответсек редакции. Не стоит гордыню свою так уж выпячивать.

Наташа Климчук:
Если иллюстратор рисует в своем стиле, он уже самовыражается. Думаю, кстати, что художники, рисовавшие портрет какого-нибудь Наполеона или Александра, тоже думали о соответствии работы заказу. Иначе головы с плеч — дикие люди. 

Оля Морозова:
Чаще в работе с рекламой есть готовый сюжет, и нужно сделать качественную работу. Придумавать что-то за арт-директора не нужно, нарветесь на грубость и будете сами виноваты. Но вот работу мозга никто не отменял, и можно всегда поработать над деталями, подкинуть пару идей для улучшения композиции или добавить ягодку на торт.

Нома Бар

 

Как отличить подражание от «вдохновленного» чьим-то стилем творчества?

Дима Ребус:
Как вариант, наверное, количеством работ. Если их одна или пусть даже несколько, то это просто вдохновение чужим умением. Ну а если их беспредельно много, то это уже подражание. А особенный «караул», это когда зацикленное подражание, слепое. Прямо, как в песне у Высоцкого, «Чужая колея».

Юлия Якушова: 
А зачем? Как можно вообще не подражать кому-то? Для этого надо в полном вакууме вырасти. Не могу себе представить такого художника.

Оля Морозова: 
Когда иллюстратор, вдохновленный другими художниками, создает что-то свое, не менее гениальное, это круть. И не страшно, что профессионалы или простые ребята увидят небольшие сходства с мертвыми гениями. Но вот если это грубое копирование, и притом фигового качества — это беда.

Леонардо да Винчи

 

В послевоенные годы в Америке был пин-ап. Сотни художников и иллюстраторов рисовали девушек с гладкими ножками и пухлыми губками. Теперь журналы требуют раскосых девиц в стиле Брукса. Есть ли разница между копированием стиля и простой модой на определенную манеру изображения? 

Оля Морозова:
В рамках одного стиля можно быть оригинальным. Дюрер, Брейгель, Доре создавали гравюры, при этом всегда можно понять, где чья работа. Другой случай, когда появляется иллюстратор с уникальным стилем, которого начинают использовать везде и всюду. Десятки иллюстраторов, желая кусочка этой славы, копируют стилистику модного американского парня, — тут-то и начинается скользкая дорожка.

 

Стоит ли смотреть на чужие работы в поисках вдохновения и интересных
 находок?

Дима Ребус: 
Конечно. Нужно смотреть и вдохновляться, но искать себя в чужом, думаю, не стоит.

Юлия Якушова: 
Если есть время и хорошее зрение, почему нет?

Гари Бейзмен

 

Как стать иллюстратором, которому подражают и чье творчество задает тон? 

Дима Ребус: 
Я не знаю как. Стремиться к высоким целям, безусловно, правильно, но только если это не идет в разрез с собственными идеалами и убеждениями. Я думаю, тут правильнее просто найти своего зрителя. Людей, которым ты будешь понятен, а самое главное — интересен.

Юлия Якушова: 
Поменьше задумываться о том, как стать иллюстратором, которому подражают и чье творчество задает тон.

Оля Морозова и Наташа Климчук: 
Тренировать мозг, сердце, глаза и руки. Именно в такой последовательности.

Екатерина Нижарадзе: 
Подсказка тем, кто ищет свой рисунок. Нет иллюстраторов для женских изданий, вернее, их немного. С легким, но выразительным рисунком. Гротескным образом, но при этом привлекательным. Много прекрасных художников, но мало с юмором и будто на одном дыхании сделанной картинкой.

 

Каким иллюстраторам чаще всего подражают в России? 

Наташа Климчук: 
Подражать чаще всего просят этим ребятам: Фрэнку Миллеру, Джейсону Бруксу (этот совсем уж набил оскомину), Гэри Бейзману, Номе Бару, Люку Латюлипу. Любимы мультфильмы «Пиксара», например «История игрушек».

Люк Латюлип

 

Часть вторая, лекция Дмитрия Карпова

(иллюстратора и преподавателя Британской школы дизайна)

Теория

Иллюстратор просто обязан копировать стиль, проходить через различные стадии освоения и накопления опыта. Зачастую важно повторить то, что оставило впечатление после просмотра работ, стилей, приемов. Эта «энергия чужого видения» имеет свою природу в нашем мозге. Мы обучаемся через повторение. Через копирование чужих действий, обмен эмоциями. В основе этих процессов лежат так называемые зеркальные нейроны, которые стремятся самопроизвольно повторять любые действия другого человека и их производные. Это потребность. Мы наблюдаем за танцем, и ноги словно сами стремятся повторить движение. Мы видим, как другой человек падает, и чувствуем, что наше тело сжалось в напряжении, словно падаем мы сами. Нам улыбаются — и сложно не улыбнуться в ответ. 

Копировать стиль нужно. Копировать надо обязательно, но к результатам копирования не стоит относиться как к самостоятельной творческой работе, делиться ее результатами. Это больше технический процесс освоения инструментов. Стиль возникает только тогда, когда собственный визуальный опыт накоплен до некоторого уровня. И в нем уже возникают интересные комбинации техник, наработанных приемов, невербального общения, метафор, обращений к культурным контекстам.

Собственный визуальный стиль возникает и как индивидуальный поиск, и как продукт конкурентной борьбы на рынке. Иллюстраторов сейчас очень много, большинство страдает некоторым инфантилизмом в отношении к инструментам и совершенно ограничено в эстетике. Сколько у нас ребят работают с пластилином или бумагой? Единицы. А материал доступен, разнообразен, его можно по-разному снимать, термически и химически обрабатывать, из него легко конструировать. И даже признанные лидеры в этих техниках совершенно предсказуемы по набору приемов. Мало тех, кто и чисто цифровые методы используют как среду постоянного поиска «нового себя».

«Пиксар»

 

Практическая часть

Когда меня спрашивают совета, я крайне цинично советую следующее.

Творческий каннибализм. Поедайте все, что вызывает у вас восторг, восхищение и знакомое чувство творческого голода. Увидели, понравилось. Беззастенчиво повторите прием и принцип, по которому сделана работа. Копируйте много. Утоляйте свой творческий голод. Любая личная находка всегда стоит на вершине высокой горы из попыток.

Стиля не существует. Есть некоторая привычная для иллюстратора форма выражения. Со временем все меняется и сложно ставить себя в такое неудобное положение, как рамки визуально привычных атрибутов собственной работы. Не принимайте на веру советы в выработке собственного стиля. Его не должно быть. Стиль предполагает некоторую предсказуемость вашего личного творческого потенциала. Я говорил об этом с замечательной Ирой Троицкой, и ей это видится крайне важным. Стиль как самоцель вреден для иллюстратора, он вынуждает быть в некоторых рамках и личных, и публичных ожиданий. Любому клиенту важнее увидеть визуальное решение задачи и кооперироваться с человеком, который пластичен в выборе выразительных средств и символического языка. У вас должна быть интересная игра смыслами, а не демонстрация устойчивой техники рисования. Работайте над разнообразием техник развития сюжета, метафор, затейливых и продуктивных методов.

Основанием любой стилистики в иллюстрации должна быть предсказуемость сроков реализации. Тренируйте скорость. Старайтесь вырабатывать адекватные временные режимы для работы. Множество заказов в области периодики. Практика сроков «сейчас... к утру... к понедельнику...» работает. Время всегда будет основным фактором, влияющим на качество. Выбранная вами эстетическая система должна быть хорошо адаптирована для вызовов с короткими сроками. Делайте большие серии работ в коротком режиме, привыкайте быть вне конкуренции. Быстрым и опасным.

За любым известным иллюстратором стоит опыт. Стоит восхищение десятками разных культурных пластов и конкретными иллюстраторами. Каждый стиль и прием может напоминать десятки разных образцов и примеров. Не стесняйтесь показаться необычным. Например, Протей Темен делает много работ, они разные, и он создает вокруг каждой иллюстрации свою систему смыслов. Иногда это попытка философского осознания реальности, иногда просто тонкая провокация. Без этого контекста попытки смотрятся очень противоречиво и не всегда убедительно визуально.

Дима Кавко старательно развивает свою личную символическую систему. Это как персональный алфавит, где за намеренной неряшливостью и примитивностью маскируется достаточно стройная концепция красоты обыденных объектов, бездомных дворняг, китайских игрушек, ретрообложек с их атмосферой «привлекательности аутсайдера». Формируйте собственную «картину мира», черпая из различных источников. Например, нарисуйте серию объектов (или портретов), не вдохновляясь работами известного или неизвестного коллеги, а снимками электронного микрографа, кристаллами аспирина или другие микропроцессами и неожиданными структурами.

Научитесь отличать копирование стиля от стилизации. Полюбите работу с культурными аллюзиями. Цитируйте известные произведения культуры, это делает ваш личный повествовательный метод богаче и содержательней. Пусть вваших иллюстрациях возникают цитаты из образов, мифов, стихотворений, современной литературы и классики, кино или живописи. Это дает вашим работам связь с более широким жанровым и повествовательным пространством. Зритель больше увидит, больше поймет. Евгений Парфенов делает отличные, узнаваемые по стилю иллюстрации — цифровые и технически элегантные в своей плоскостной, геометричной и градиентной эстетике. Они напоминают мне картины Тамары Лемпицки, но лишь принципом разделения плоскостей на геометрические и цветовые интерпретации. Культурная цитата, аллюзия на известные произведения всегда сможет помочь вам осознавать связи и делиться этим впечатлением со зрителем.

«Баян» гуляет по планете. В мире постоянного перепоста и копирования все, что вы видите в сети, моментально становится вторичным и теряет актуальность. Увидели в сети объект, иллюстрацию, картинку — поймали вдохновение. Не пытайтесь повторить этот объект, делайте абсолютно противоположное. Почему? Сотни придурков в этот момент делают прямую копию стиля, буквально переносят все пиксель в пиксель. Вы же опытный «каннибал»: уже все переварили и ныряете в цунами копий со своей крутой штукой, которая не имеет близких аналогов, но была порождена тем же самым. 

Вашим стилем должен стать характер. Люди чувствуют характер в ваших работах, чувствуют ваш темперамент и энергию. Не умеете точно изобразить? Рисуйте уверенно, размашисто, если это в вашей привычке. Это как актерская игра. Знайте, что для вас естественно. Вот вам, например, свойственна спокойная манера вдумчивого диалога с природой. (Вы латыш?) Тогда и иллюстрации пусть будут минималистичными, с тихой восторженностью линией горизонта и одиночеством.

Если вы пытаетесь подхватить модный тренди-стиль в погоне за деньгами и заказами, не торопитесь. В коммерческой иллюстрации свои законы. Вкус заказчиков крайне инертен, и то, что сегодня является ведущей тенденцией субкультурной эстетики, появится в массовых коммуникациях и заказах года через два.

Если хотите быстрых денег, думайте о вкусах ваших будущих клиентов. Большинство арт-директоров локализованных западных журналов хорошо знают оригинальные версии. Хотите работать с конкретным журналом, узнайте, какие художники в нем публикуются, какая эстетическая ниша свободна и ждет вашей голодной хватки «творческого каннибала». Не любите деньги — не парьтесь за гонорары, делайте с личным интересом. Тогда ваша прыть проникнет в головы самых щедрых клиентов, и к  вам будет приятно обращаться. Снобы зарабатывают меньше, поскольку к ним стесняются приходить. Любая иллюстрация стоит своих денег. Главное, что полученный опыт всегда выше любой цены, поскольку мультиплицирует успех творческой находки на сотню будущих заказов.

Никого не слушайте. Любой успех случаен, закономерен только успех тех, кто работает больше конкурентов. Не стесняйтесь ошибаться. Купите самые дешевые материалы и вколачивайте их в свои работы, вышивайте, сканируйте кошек, рисуйте локтями, фотографируйте руки, используйте три цвета и пр. Нашли — не прячьте работу, публикуйте. Кажется простой и слабой? Возможно, вы единственный, кто так думает. Ваша репутация как иллюстратора зависит только от вашей плодовитости и способности производить много всего разного. Любой стиль хорош, кроме скучного.