Рукодельные иллюстрации

Таня Деваева, 7 августа 2012

Кроме Алексея Ляпунова и Лены Эрлих, которые делают картинки из бумаги, мы работаем с несколькими другими ребятами, использующими всякие «щупательные» материалы и рукодельные техники при создании иллюстраций. Тема эта довольно популярная, но, на наш взгляд, не такая уж однозначно радужная (коммерчески), как в последнее время предполагается среди взрослых девушек и юношей, бросившихся реализовывать себя в контемпорари-иллюстрации.

Иллюстрации Ирмы Гранхолц

Ходить на курсы, валять картинки из войлока, вышивать на пяльцах, рисовать акварелью — все это душеспасительно и хорошо. Но при наличии каких-то профессиональных амбиций нужно отдавать себе отчет в том, что: а) является ли это рукоделие полноценной иллюстрацией, без скидок на материал и трудоемкость; б) кому и в каких количествах оно может быть интересно.

В портфолио, которые мы получаем, ручные техники заметно «пошли» в 2006 году — все взялись лепить, рисовать акрилом, делать бумажные иллюстрации и прочее — повзрослели, потянуло к земле, к материалам и вещам, которые можно потрогать руками. Заказчики сегодня действительно чаще приходят за картинками, сделанными вручную, и за «старым добрым» — гравюрой, Бердслеем, Бакстом, за книжным и мультяшным, на котором росли. «Ежик в тумане, Пластилиновая ворона и сыновья». Люди несут референсы на проверенные стили, и это отдельный разговор.

Иллюстрации Мередит Диттмар

При этом у нас, например, рукодельная ниша вполне заполнена, и для этого потребовалось не так уж много авторов. Мы искали их долго и аккуратно. Несколько иллюстраторов лепят из пластилина, другие — делают коллажи, третьи — картинки из бумаги и скотча. Даже вяжут, но это — честно — совсем некоммерческая вещь. 

Итого, плохо валяете — вон из профессии. Хорошо, но бессодержательно валяете — для иллюстрации этого недостаточно. Хорошо валяете, мыслите, все при вас, но кто-то уже есть со схожим подходом — скорее всего, работы не будет. Будьте очень оригинальными и крутыми и не ставьте на рукоделие все, пластилин не вывезет.

Иллюстрации Натальи Молотковой

Рукодельные картинки, в основном, заказывают журналы. Иногда (реже, как и все авторские стили) они используются в наружной рекламе. Такие картинки делать сложнее, а потому и стоят они на 20-30% дороже. В организационном смысле все тоже непросто и требует повышенной адекватности от клиента, иллюстратора и менеджера. Картинка утверждается с клиентом на уровне карандашного наброска. Потому что смена ракурса — это глобальная переделка всего. И цвета лучше тоже оговорить заранее. Вот свидетельства очевидца.

Рома Веденисов
арт-директор журнала PROспорт

Это очень красиво. Рука создателя в этом чувствуется гораздо сильнее, чем в рисованных картинках: отпечатки пальцев на пластилине, неповторимая запузыренность скотча, неровный срез бумаги — все это добавляет так называемой «духовности». Я не вижу причин не использовать эту технику повсеместно, при любых обстоятельствах. Это вопрос доверия. Любая иллюстрация требует процесса утверждения: все всё себе представляют по-разному. Не говоря уже о том, что все должно быть оговорено гораздо более подробно, чем обычно. Как акварельную картинку приходится перерисовывать с нуля, так и пластилиновую инсталляцию нужно перелепливать. Это вопрос времени и готовности автора делать такие переделки. Лучше этого не делать. То есть уровень доверия и понимания между автором и заказчиком должен быть неизмеримо выше, чем при заказе, скажем, векторной картинки.

Иллюстрации Ингелы

Да, и еще пол-копейки ненависти. Я очень хочу верить (но у меня не получается), что авторы таких техник используют их для расширения своего инструментария, как средство развития «и так хорошего» иллюстратора, а не прикрывают, как художник Тернер, например, свое неумение рисовать. Если нужно нарисовать портрет или фигуру дискобола, это можно делать в любой технике. Если автор не умеет этого делать, а может только чертиков да мультиков рисовать, и то только определенного типа, то он становится крайне нишевым иллюстратором со специфической, нетехнологичной схемой работы.

 

Напоследок о хорошем. О себе и своих «сыгравших» рукодельных техниках рассказывают Наташа Класс (мисс плоский пластилин) и Евгений Дворецкий (в роли скотча).

 

Наташа Класс
иллюстратор Bang! Bang!

Первое, что я осознанно слепила в детстве, был маленький динозавр. Тут я должна пояснить, что лет в 5-6 я обожала диафильмы, а любимым был «Затерянный мир», как раз про динозавров. Динозавра я его слепила из глины, высушила на солнце и раскрасила в нежно-голубой. Потом таким же образом появился еще выводок динозавров всех сортов, и, в основном, дальше мне особенно удавались представители животного мира. В итоге все подоконники дома были уставлены маленькими фигурками. А вот на уроках ИЗО мне лепить не нравилось — пластилин тогда был не особенно качественный, пачкал руки и не очень держал форму. Продолжилось увлечение попытками лепить глиняную посуду, но без правильной печки получалось слишком много брака.

Так что интерес, вероятно, остался с детства и нашел применение уже намного позже, с попытками найти свою технику в иллюстрации. Однажды возникла задача - сделать объемные буквы и цифры для надписи. Пробовала разное и решила в итоге слепить. В магазине для художников нашлась прекрасная полимерная глина Fimo, которая так и осталась у меня фаворитом.

Эта глина бывает нескольких видов, разных по мягкости. Например, более жесткая подходит для мелких деталей, тонких линий. А мягкая — для крупных, где нужна пластичность и возможность менять форму объекта. Глину выпускают в множестве цветов, но можно делать и свои, смешивая разные оттенки. Надо сказать, что процесс смешивания требует терпения, особенно если речь о жесткой глине. Но в целом мне очень нравится работать с полимерной глиной — тактильность процесса радует и еще то, как из кучи маленьких глиняных деталей в итоге собираются картинки.

Инструменты довольно простые — доска для лепки, маленькая скалка, стек, нож для моделирования, деревянная шпажка и что-то вроде небольшого резинового шпателя для разглаживания мелких деталей. Еще иногда использую формы для печенья, если нужно вырезать ровный круг или другую фигуру.

Очень помогают навыки работы с тестом — есть много общего с выпечкой в том, как я раскатываю кусочки глины и потом вырезаю из них детали картинок. А готовые картинки затем запекаю. Можно, впрочем, этого не делать, но в запеченном виде полимерная глина приобретает матовость и красивую фактуру, которую проще затем сфотографировать и обработать. Здесь и кроется основной недостаток - готовую картинку уже никак кардинально не исправить, поэтому все правки должны проходить на этапе до запекания. Но если правки серьезные, то проще бывает слепить заново, а это, разумеется, требует времени.

Его, вообще, на такие картинки требуется немало — хотя это сильно зависит от требуемого размера и количества деталей. Например, если нужно лист А4 покрыть фоном из мелких травинок, слегка разных по оттенкам и длине, то это может и неделю занять :) Это как и всегда в ручной работе, но такая ручная детализация выглядит в итоге здорово. И мне ужасно нравится делать все эти мелкие детали, и то, как они задают тон картинке и делают ее живой.

Совершенно невероятные в плане деталей и всего остального работы у Меридит Дитмар, моей любимой в этом жанре художницы. Она еще прекрасно работает в смешанной технике, хотя по большей части ее работы все же из полимерной глины. А в плане лаконичности и безупречности цветовых решений нет никого лучше Ирмы Гранхолц. Еще есть Барбара Рейд, у которой прямо настоящие пластилиновые картины, очень впечатляющая техника.

Иллюстрации Наташи Класс


Еще меня сильно занимает прикладная лепка — например, детали картинок для инфографики, хочется попробовать такое полепить. А также чаще практиковаться в лепке букв. И еще хочется научиться лучше работать с формой, а пока что мои картинки больше барельефного типа.

 

Евгений Дворецкий
иллюстратор Bang! Bang!

Мой скотч появился от желания сменить профессию! Подсмотрел в гугле,точнее, смотрел, что уже сделано, и старался выстрадать свое. Поэтому вы не найдете таких картинок, как у меня. Но скотч, конечно, не я придумал. Руку до сих пор набиваю, но первая картинка по-прежнему самая любимая. Инструменты: ножницы - 2 шт., нож канцелярский — 1 шт., лампа настольная — 1 шт., руки умелые — 2 шт. Преимущество: это непросто повторить. Время: от 3 до 8 часов средняя картинка для журнала. Сложности: скотч липнет к рукам. 

Иллюстрации Евгения Дворецкого