Иллюстрация вне времени и места

Лиза Подымская, 26 апреля 2021

Иллюстрация вне времени и места

На фестивале «Этика в визуальной культуре», который мы организовали вместе со школой дизайна Bang Bang Education, Дмитрий Лигай рассказал о внутренней разнице между художником и иллюстратором, поиске баланса, необходимости высказываться и ориентирах в работе. Делимся фрагментами его выступления. 

Дмитрий Лигай для «Красного октября»

О контролируемом творчестве и разнице между художником и иллюстратором

● Каждому художнику-иллюстратору нужно для себя расставить точки над i и сформулировать, что для него творчество и в какой степени он художник.

Для меня существует разграничение между иллюстратором и художником, но они оба сидят во мне — и борьба между ними бесконечна, от нее не уйти. Ты можешь или сдерживать это, или превратиться целиком в художника, чтобы все горело.

● Я для себя условно разъясняю это так: художник исследует свои внутренние вопросы, сам выбирает вектор своего исследования. Иллюстратор действует для заказчика. Поэтому в некоторых случаях иллюстрация, которой я занимаюсь, — совсем не творчество.

● Грань между искусством и коммерческой иллюстрацией бывает тонка и иногда стирается. Но иллюстрация — творчество спланированное, контролируемое и рассчитанное — чтобы оно считывалось зрителем и заказчиком, было применимо на практике и работало в проектах.

Об авторском видении

● Художник, который просто хорошо рисует, не очень интересен. Собственный взгляд и чувство характера в работе — вот что круто и важно.

● Главное желание иллюстратора — транслировать через заказ свое видение темы, свое художественное восприятие со своей стилистикой. Тогда он чувствует настоящее удовлетворение от проделанной работы.

● В заданных рамках я выпускаю все свои чувства и мысли по поводу той темы, над которой работаю. Это то, для чего нужно ставить свои имя и фамилию, подписывая иллюстрацию — тогда она превращается в авторское видение.

Дмитрий Лигай для Renault

О портфолио и избирательности

● Большинство заказчиков бегло смотрят портфолио, не сильно изучая акценты и сильные стороны иллюстратора. Это нужно исправлять. Художникам нужно больше рассказывать о специфике своей работы, делать подробное портфолио. Я всегда за то, чтобы показывать весь процесс, даже те эскизы, которые не получались и уходили в корзину. Заказчик должен понимать, чего стоила итоговая картинка, сколько времени и попыток на нее ушло.

● Самый ужасный заказ — подделывание стиля под другого художника. Я понимаю причины, по которым заказчики приходят с таким запросом, но копия всегда хуже оригинала. Художник может выполнить работу, но вряд ли обе стороны будут полностью удовлетворены результатом.

● Каждый художник-иллюстратор определяет степень своей избирательности. Чем больше я работаю, тем сильнее концентрируюсь на вещах, которые мне действительно интересны, и в которых я чувствую, что могу сделать круто по мировым меркам. Если берешься за работу, точно понимаешь, что тебе никогда за нее ни перед кем не будет стыдно.

Эскиз иллюстрации для «Красного октября»

О поисках баланса и ориентирах

● Меня часто спрашивают, на какой рынок я ориентируюсь. Я ориентируюсь на то, что происходит в мире, и стараюсь сделать свою работу лучше всех. Это может звучать глупо, но такое ощущение должно быть. Это знак, что ты на своем пути и кайфуешь от своего дела.

● Каждый сам для себя решает, насколько внутренний художник убивает рациональное иллюстраторское мышление. По моим внутренним ощущениям, художник-иллюстратор из меня вышел ну так себе — мне тяжело работать с жесткими брифами, в которых слишком много ограничений. Иногда рамки доходят до того, что тебе рисуют даже композицию, которую ты должен изобразить, применяя свои таланты, навыки и силы. Но в чем тогда смысл нашей работы?

● Всегда должен быть баланс. Когда идешь по такой веревочке, где художник и иллюстратор, сидящие на плечах, пожимают руки и говорят: «Мы делаем общее дело и сделаем его круто».

 

***

Посмотреть запись выступления Димы целиком можно здесь.