Demon Press

Anna Filippova, January 15, 2015

Demon Press is the main relief printing workshop in the country. And they also go keenly into publishing and enlightenment. We have seized the opportunity to ask the founders of Demon Press about relief printing. The educational program on the topic we’ve got is a must read for illustrators.

 

What is necessary to know about the process of relief printing?

This method had been the major one until the middle of the 20th century. Relief printing is technically the printing from the wood block which has its embossed parts colored. The paint is transferred onto the paper by means of pressing. Today it’s mostly used in repetition works of package and labels production. Small workshops specialize in art printing and limited editions. Xylograph and linocut illustrations are the best variants for relief printing, ink drawings and etchings also come out well. The less colors the drawing has, the easier the printing is. The more white space the picture has, the more important the printed lines are. The misuse of the tool is likely to complicate the process of printing so that neither the process nor the result would be interesting. So it’s important to define relief printing as a process in which minimal resources are used to get maximal results.

 

Speaking about the technological side, we’d single out the following:

Wood block type-setting was traditionally used for relief printing, and zinc or copper blocks were used for illustrations. Nowadays a special photopolymer is used instead.

Color Every color is printed separately, so, if there are several colors in an illustration, they are all printed separately one after another. The color is selected by means of the pantone fan Pantone Solid Uncoated. One of the useful things is a combination of several colors in order to get extra tints.

Dies printing The dies (areas painted in the same color) on uncoated paper aren’t easy to print by any kind of printing. That’s why one shouldn’t expect deep and vivid colors on relief prints on authentic paper. But the limitations became advantages here: due to that characteristic some beautiful effects appeared. We call them “cloudiness” or “salt”.

Printing on dark paper We don’t normally print on dark paper as the colors for relief printing have transparent base. But prints of the same color as the paper look really great. 

Line thickness The minimal thickness of a line is 0,15 mm. But it isn’t important if the picture is made in engraving technique. 

The number of copies Relief printing is a circulation technique. At least 10 imprints are made to adjust the color combination and choose the color of printing. One hundred copies is a minimal circulation, the maximal number of copies is limited only by the time, budget and our potential.


File preparation for printing We print using photopolymer blocks that need vector files or bitmap pictures with 1200dpi resolution to be made. If several colors are used, each color must be in a separate layer.


What peculiarities of relief printing should be taken into consideration when drawing the picture?

Color stacking. We mostly use non-stacking colors, that is to say, you get new tints when you overlay colors.


Use of raster. We use raster to get half-tints having one color.


Use of stochastic raster. We use it when the picture is a combination of spots placed at random.

Dies printing. The granularity of colouring appear.

Pressed-out dies printing. The inner details become embossed.

The relief of varied depth.

Blind stamping. It’s when pictures are printed in very light colors.

 

What should one know about paper? Which paper suits different illustrations?

The bulk of the paper is very important for our technique. There is a wonderful term which Varya Vedeneeva used about paper, that is “paper paper”. Cotton, bulky paper is good for narrow lined illustration to get some relief. Smooth (calender bowl) paper is better for dies printing and more vivid colors. Handmade moulding paper is ok for the compositions where the texture becomes a part of the illustration. Non-standard paper is used for experiments and different effects.

 

What is your idea of a good illustration?

Illustration is a tool which transfers or defines an image, a thought, an idea. To illustrate is to clarify. If you succeed in it, then the illustration is good.

 

Should an illustrator see the process of printing with his/her own eyes?

It’s a good thing to do. That might be inspiring. And it can also help understand how to draw.

 

Thank you for the interesting information. Please share your favorite projects with us.


Some years ago Anya Altabaeva suggested we illustrated the poems of Sonya Shatalova, a disabled girl who turned out to be a wonderful poet. Anya made a series of postcards that we haven’t printed yet but we did print a calendar which was soon sold out. And we gave the money to Sonya’s family.

Демоны печати

Анна Филиппова, 15 января 2015

«Демоны печати» — главная в стране мастерская высокой печати. А еще они активно занимаются издательской и просветительской деятельностью, чем мы не преминули воспользоваться и попросили основателей мастерской Сергея Бесова и Евгения Перфильева просветить нас на заданную тему. Получился довольно исчерпывающий ликбез по высокой печати. Иллюстраторам к прочтению обязательно.

 

Что полезно знать иллюстратору о процессе высокой печати?

Этот метод печати до середины 20 века использовался как основной. Технически высокая печать — это печать с клише, на выступающие части которого наносится краска и с помощью пресса переносится на бумагу. Сегодня в основном она используется в очень больших производствах упаковки и этикетки, а маленькие мастерские специализируются на небольших тиражах и арт-печати. Лучше всего для высокой печати подходят иллюстрации исполненные в технике ксилографии и линогравюры, также хорошо получаются офорты и рисунки пером. Важна экономичность в изобразительных средствах: чем меньше цветов, тем удобнее печатать. Чем больше свободного пространства на листе — тем важнее линии, которые печатаются. Неправильно использование инструмента скорее всего усложнит печать настолько, что это станет утомительным делом с неинтересным результатом. Поэтому можно определить высокую печать как процесс, в котором минимальные средства используются для достижения выдающихся результатов.

Печать на переплётном картоне

 

Если говорить о технологической стороне, мы бы отметили следующие моменты:

Клише. Традиционной для высокой печати использовали наборный шрифт, а для иллюстраций — клише из цинка или меди. Сегодня вместо этого используется специальный фотополимер.

Цвет. Каждый цвет печатается отдельно, если в иллюстрации несколько цветов — они печатаются поочередно. Цвет подбирается по пантонному вееру Pantone Solid Uncoated. Полезная вещь — совмещение нескольких цветов для получения дополнительных оттенков. В отдельных случаях мы используем растр различного размера и формы, чтобы одним цветом можно имитировать разные тона и переходы.

Печать плашек. На немелованой бумаге плашки (области полностью залитые одним цветом) даются непросто для всех видов печати. Поэтому не стоит ожидать от высокой печати на настоящей бумаге глубоких насыщенных цветов. Но ограничения, как это часто бывает, могут стать преимуществами: сложность в печати плашек приводит к появлению живописных эффектов, которые мы называем «облачностью» или «солью».

Плашка на немелованой бумаге — «облачность»

Печать на темной бумаге. Краски для высокой печати имеют прозрачную основу, поэтому мы обычно не используем темную бумагу. Но очень хороший результат дает печать по цветной бумаге цветом самой бумаги, например, «синим по синему, желтым по желтому».

Толщина линий. Минимальная толщина отдельно стоящей линии — 0,15 мм. Но если иллюстрация выполнена в технике гравюры, на это можно не обращать внимания.

Тираж. Высокая печать — это тиражная техника. В любом случае делается как минимум десяток оттисков для приладки по совмещению цветов и подбору цвета печати. Оптимальный тираж — от 100 экземпляров, максимальный ограничен только бюджетом бюджетом, временем и нашими силами.


Подготовка файлов для печати. Мы печатаем с фотополимерных клише, для изготовления которых нужен векторный файл или — если это целесообразно — картинка в формате bitmap с разрешением 1200 dpi. Если используется несколько цветов, каждый цвет должен быть в отдельном слое.


Расскажите, какие приемы высокой печати стоит учитывать при рисовании?

Наложение цветов. Мы используем в основном некроющие краски, то есть при наложение цветов получаются новые оттенки.

Совмещение цветов: третий цвет благодаря наложению двух


Использование растра. Для передачи полутонов с помощью одного цвета.

Печать растровых изображение — крупный растр


Использование стохастического растра. Когда изображение составлено из хаотически разбросанных точек.

Печать плашек. Появление неравномерности окраски.

Печать плашек с выдавливанием. Внутренние детали становятся выпуклыми.

Рельеф разной глубины.

Сильно выраженный рельеф тиснения на толстой хлопковой бумаге

Блинтовое тиснение. Или печать очень светлыми оттенками.

 

Что надо знать о бумаге? Какая бумага подходит для каких иллюстраций?

Для нашей техники печати важна пухлость бумаги, толщина и количество хлопковых волокон, которые позволяют при высоком давлении не ломать бумагу и получать ощутимый рельеф. Есть замечательное определение Вари Веденеевой — «бумажная» бумага. Хлопковая, пухлая бумага подходит для иллюстрации с тонкими линиями, для получения рельефа. Гладкая (каландрированная) бумага — для печати плашек и более насыщенных оттенков. Бумага ручного литья — для композиций, в которых фактура бумаги становится частью иллюстрации. Нестандартная (тонкая газетная, писчая, упаковочная, переплетный картон и т.д.) — для экспериментов и получения разных эффектов.

Печать на разных видах бумаги: газетная бумага и бумага ручного литья

 

Что в вашем понимании хорошая иллюстрация?

Иллюстрация — инструмент, который передает или поддерживает образ, мысль, идею. Проиллюстрировать — значить прояснить. Если получается это сделать, то иллюстрация хорошая.

Имитация гравюры — печать из файлов векторного формата или bitmap

 

Стоит ли иллюстратору увидеть процесс печати вживую?

Желательно. Это может быть полезно как минимум для вдохновения. Если иллюстратор увидит (а лучше попробует сам), как совмещаются краски, как получается нужный цвет, как ведет себя бумага — это поможет осознать, чем и как лучше рисовать.

Глубокое тиснение

 

Спасибо за интересный рассказ! Покажите, пожалуйста, напоследок ваши любимые проекты.

Календарь Сони Шаталовой

Один из наших самых любимых иллюстраторов Аня Алтабаева несколько лет назад предложила проиллюстрировать слова и стихи Сони Шаталовой, девочки с аутизмом, которая оказалась замечательным поэтом. Аня нарисовала серию открыток, которые мы ещё не издали, но смогли выпустить календарь, который быстро был распродан, а деньги мы передали сониной семье.

Календарь 2013 года «Больше чем»

Как только мы договорились, что мастерской «Демоны печати» быть, мы решили сделать календарь. Предложили нарисовать иллюстраторам свои любимые вещи, которые значат для них многое. Календарь мы издали в виде 12 постеров, которые сначала использовались по основному назначению, а потом можно было с помощью паспарту превратить его просто в картинку. Мы взяли стандартные квадратные рамы из Икеи, поэтому их этого набора в итоге можно получить 12 картинок на стену.