Демоны печати

Анна Филиппова, 15 января 2015

«Демоны печати» — главная в стране мастерская высокой печати. А еще они активно занимаются издательской и просветительской деятельностью, чем мы не преминули воспользоваться и попросили основателей мастерской Сергея Бесова и Евгения Перфильева просветить нас на заданную тему. Получился довольно исчерпывающий ликбез по высокой печати. Иллюстраторам к прочтению обязательно.

 

Что полезно знать иллюстратору о процессе высокой печати?

Этот метод печати до середины 20 века использовался как основной. Технически высокая печать — это печать с клише, на выступающие части которого наносится краска и с помощью пресса переносится на бумагу. Сегодня в основном она используется в очень больших производствах упаковки и этикетки, а маленькие мастерские специализируются на небольших тиражах и арт-печати. Лучше всего для высокой печати подходят иллюстрации исполненные в технике ксилографии и линогравюры, также хорошо получаются офорты и рисунки пером. Важна экономичность в изобразительных средствах: чем меньше цветов, тем удобнее печатать. Чем больше свободного пространства на листе — тем важнее линии, которые печатаются. Неправильно использование инструмента скорее всего усложнит печать настолько, что это станет утомительным делом с неинтересным результатом. Поэтому можно определить высокую печать как процесс, в котором минимальные средства используются для достижения выдающихся результатов.

Печать на переплётном картоне

 

Если говорить о технологической стороне, мы бы отметили следующие моменты:

Клише. Традиционной для высокой печати использовали наборный шрифт, а для иллюстраций — клише из цинка или меди. Сегодня вместо этого используется специальный фотополимер.

Цвет. Каждый цвет печатается отдельно, если в иллюстрации несколько цветов — они печатаются поочередно. Цвет подбирается по пантонному вееру Pantone Solid Uncoated. Полезная вещь — совмещение нескольких цветов для получения дополнительных оттенков. В отдельных случаях мы используем растр различного размера и формы, чтобы одним цветом можно имитировать разные тона и переходы.

Печать плашек. На немелованой бумаге плашки (области полностью залитые одним цветом) даются непросто для всех видов печати. Поэтому не стоит ожидать от высокой печати на настоящей бумаге глубоких насыщенных цветов. Но ограничения, как это часто бывает, могут стать преимуществами: сложность в печати плашек приводит к появлению живописных эффектов, которые мы называем «облачностью» или «солью».

Плашка на немелованой бумаге — «облачность»

Печать на темной бумаге. Краски для высокой печати имеют прозрачную основу, поэтому мы обычно не используем темную бумагу. Но очень хороший результат дает печать по цветной бумаге цветом самой бумаги, например, «синим по синему, желтым по желтому».

Толщина линий. Минимальная толщина отдельно стоящей линии — 0,15 мм. Но если иллюстрация выполнена в технике гравюры, на это можно не обращать внимания.

Тираж. Высокая печать — это тиражная техника. В любом случае делается как минимум десяток оттисков для приладки по совмещению цветов и подбору цвета печати. Оптимальный тираж — от 100 экземпляров, максимальный ограничен только бюджетом бюджетом, временем и нашими силами.


Подготовка файлов для печати. Мы печатаем с фотополимерных клише, для изготовления которых нужен векторный файл или — если это целесообразно — картинка в формате bitmap с разрешением 1200 dpi. Если используется несколько цветов, каждый цвет должен быть в отдельном слое.


Расскажите, какие приемы высокой печати стоит учитывать при рисовании?

Наложение цветов. Мы используем в основном некроющие краски, то есть при наложение цветов получаются новые оттенки.

Совмещение цветов: третий цвет благодаря наложению двух


Использование растра. Для передачи полутонов с помощью одного цвета.

Печать растровых изображение — крупный растр


Использование стохастического растра. Когда изображение составлено из хаотически разбросанных точек.

Печать плашек. Появление неравномерности окраски.

Печать плашек с выдавливанием. Внутренние детали становятся выпуклыми.

Рельеф разной глубины.

Сильно выраженный рельеф тиснения на толстой хлопковой бумаге

Блинтовое тиснение. Или печать очень светлыми оттенками.

 

Что надо знать о бумаге? Какая бумага подходит для каких иллюстраций?

Для нашей техники печати важна пухлость бумаги, толщина и количество хлопковых волокон, которые позволяют при высоком давлении не ломать бумагу и получать ощутимый рельеф. Есть замечательное определение Вари Веденеевой — «бумажная» бумага. Хлопковая, пухлая бумага подходит для иллюстрации с тонкими линиями, для получения рельефа. Гладкая (каландрированная) бумага — для печати плашек и более насыщенных оттенков. Бумага ручного литья — для композиций, в которых фактура бумаги становится частью иллюстрации. Нестандартная (тонкая газетная, писчая, упаковочная, переплетный картон и т.д.) — для экспериментов и получения разных эффектов.

Печать на разных видах бумаги: газетная бумага и бумага ручного литья

 

Что в вашем понимании хорошая иллюстрация?

Иллюстрация — инструмент, который передает или поддерживает образ, мысль, идею. Проиллюстрировать — значить прояснить. Если получается это сделать, то иллюстрация хорошая.

Имитация гравюры — печать из файлов векторного формата или bitmap

 

Стоит ли иллюстратору увидеть процесс печати вживую?

Желательно. Это может быть полезно как минимум для вдохновения. Если иллюстратор увидит (а лучше попробует сам), как совмещаются краски, как получается нужный цвет, как ведет себя бумага — это поможет осознать, чем и как лучше рисовать.

Глубокое тиснение

 

Спасибо за интересный рассказ! Покажите, пожалуйста, напоследок ваши любимые проекты.

Календарь Сони Шаталовой

Один из наших самых любимых иллюстраторов Аня Алтабаева несколько лет назад предложила проиллюстрировать слова и стихи Сони Шаталовой, девочки с аутизмом, которая оказалась замечательным поэтом. Аня нарисовала серию открыток, которые мы ещё не издали, но смогли выпустить календарь, который быстро был распродан, а деньги мы передали сониной семье.

Календарь 2013 года «Больше чем»

Как только мы договорились, что мастерской «Демоны печати» быть, мы решили сделать календарь. Предложили нарисовать иллюстраторам свои любимые вещи, которые значат для них многое. Календарь мы издали в виде 12 постеров, которые сначала использовались по основному назначению, а потом можно было с помощью паспарту превратить его просто в картинку. Мы взяли стандартные квадратные рамы из Икеи, поэтому их этого набора в итоге можно получить 12 картинок на стену.