Яблочко от яблони

Таня Деваева, 24 марта 2015

У очень многих знакомых иллюстраторов есть дети: давно или недавно. Друзья один за другим входят в возраст почти гарантированного родительства. Некоторые сразу и охотно меняются, захваченные новыми темами, ограничениями и радостями. Другие тоже меняются, но держат тылы себя прежних. Все они, конечно, продолжают рисовать, а кое-кто даже и начинает. Дети растут, смотря на картинки, и почему-то кажется, что эти дети отличаются от других может, потому что так часты случаи, когда у художников вырастает художник или потому, что их родители, как минимум, обладают хорошим вкусом и учат любить красивое. Мы задали кучу сумбурных вопросов разным иллюстраторам с разным родительским и жизненным опытом. Сошлись все они в одном в свободе выбора, которую считают необходимой давать ребенку при выборе занятия в жизни. Ясно одно: иллюстраторы это не те несгибаемые люди, которые кладут все на алтарь балетной, музыкальной или спортивной карьеры. Уф.

Маша Краснова-Шабаева


о родителе-иллюстраторе

Первое, что приходит в голову: родитель-иллюстратор, работающий дома, отличается от другого родителя тем, что постоянно рисует привлекательные для ребенка картинки. А еще он работает на компьютере, и весь процесс виден на мониторе. Это же почти мультик все двигается. Как же это любопытно и весело! В итоге, родителю-иллюстратору бывает очень сложно работать, сложнее, наверное, только родителю-аниматору.

о семейном влиянии

Мой папа — художник. Мне очень нравилось проводить время в его мастерской, нравилось слушать его разговоры с друзьями. Это такая очень особенная и необычная часть моего детства. Он меня никогда не учил рисовать, и вообще рисованием я стала по-настоящему заниматься только в подростковом возрасте, когда поступила в училище искусств. Из минусов: в родном городе мой папа очень известная личность, и мое становление как художника прошло в атмосфере скептицизма со стороны тех, кто наблюдал за моим творчеством: художников, критиков и так далее. Хотя, конечно, были и исключения! В общем, мне очень хотелось рисовать не так, как папа. Я пыталась в плане стилистики, манеры уйти от него как можно дальше. Только несколько лет назад поняла, как вдохновляют меня до сих пор его картины, и как мне хочется сделать их частью своего визуального мира, использовать в качестве референса, ведь в детстве они произвели на меня такое сильное впечатление, и во многом определили мое восприятие всего окружающего.

Моя дочь пока еще очень маленькая и вроде бы ничем особенным не отличается от своих ровесников. Может нужно больше времени, чтобы дурное влияние иллюстрации сказалось на ребенке. Пускаю ли в свой мир? Мне кажется, если ребенок родился, то он уже по умолчанию в твоем мире, разве нет?

 Сергей Краснов. Прогулка вдоль берега Агидели, 1982

о будущем

Я хочу Нине счастливой профессиональной судьбы. Очень было бы здорово, если бы она нашла дело себе по душе, получала бы удовольствие от работы. Это, конечно, главное. Если Нине будет нравиться рисование, то пусть занимается специально. Если нет, то не вижу смысла. Я бы не хотела давить на своего ребенка в плане обучения и выбора профессии. Мне всегда было очень тяжело переносить давление в этом плане. Но в то же время мне хотелось бы не упустить и вовремя увидеть, что нравится Нине, помочь и поддержать ее в этом.

о личных вкусах и табу

Конечно, не хотелось бы, чтобы все было розовое. Но, говорят, что розовый период неизбежен в жизни большинства девочек.

о детском творчестве

Пока еще у нее ничего не позаимствовала :)

 Иллюстрация Машиной дочери

 

Игорь Куприн


о деньгах

Родитель-иллюстратор от неиллюстратора, пожалуй, ничем не отличается. Ну разве что зарплатой, вернее, ее отсутствием. Гонорары они если и приходят, то нерегулярно.

о таланте

Дети иллюстраторов очень уверены в своем художественном таланте! Мои к примеру, очень уверены! ) Специально рисовать их не учили. Ходили в изокружок одно время, потом бросили. У нас в семье только я художник, моя жена “математик", так что у сына, скорее, математический склад ума. Но дочь выбралатаки творческую профессию закончила театральный вуз, теперь актриса в театре.

о корнях

Мой папа был радио-инжинер, но любил рисовать любитель. Он меня учил вначале, потом отправил в изостудии (Дом пионеров и т. д.). Потом отправил учиться. Мама, кстати, работала в "Союзе художников" в отделе кадров. Я постоянно там торчал, вот и набрался ) На детей я не жму. Хотят рисовать, пусть рисуют даю хорошие материалы: краски, кисти, бумагу. Не рисуют на заставляю.

о воспитании

Как и все "нормальные" родители, ничем особенным мы не занимаемся. Вроде доверяем друг другу, это важно. Я хвалю за рисунки, даже если ерунда! Постоянно пытаюсь оправдывать учителя рисования, у сына самомнение ого-го, (мой папа художник). И обязательно помогаю рисовать ("папа у Васи силен в математике"). Табу? Да нет никаких табу, просто стараюсь иногда подсовывать что-то толковое, фильмы, к примеру.

о будущем

Ни в коем случае не иллюстратором! Но в этом смысле мы спокойны пронесло)

 

Олег Тищенков


об иллюзиях и особенностях

Дети иллюстратора с детства лишаются иллюзии, что быть художником (иллюстратором) это такая шаляй-валяй-богема. Они понимают, что это очень приятный, но не самый легкий труд. И еще у них под рукой всегда есть такие художественные материалы, о которых другие дети и не мечтают или даже вообще не знают. Я знаю несколько «династических» художников. Но не уверен, что это передается по наследству.

о занятиях

Когда детёныш был более бессозательным, его удавалось вовлекать в гораздо большее количество артпровокаций. Специально рисовать нет, не учу. Да и меня никто не учил. Учитель по рисованию в школе была нормальной. Мне иногда там нравилось. Учу только тому, что надо самому искать интересное и этому учиться. Иногда удается очень сильно заразить идеей и генерацией идей.

о вкусах

Я стараюсь не довлеть. И не навязывать свои вкусы. Когда малыш был более безсознательным, конечно, я отрывался надевал так, как сам хотел. Но потом всегда спрашивал, что и почему нравится и не нравится. Единственное, от чего не смог уберечь подростающего ребенка, это от культуры хип-хопа и штановобосрашек. Но продолжаю тихую борьбу против этого.

о детском и взрослом творчестве

Я почти всегда вижу идею и какието технические «ушки». Бываю очень рад, если это не мои «закидушки», а чтото самостоятельное. За картинки хвалю. Критикую. Обьясняю, что на мой взгляд хорошо, а что не очень. Стараюсь не размахивать своим авторитетом. Избегаю тупого заимствования. И механики. Все должно быть с куражом. И интересным прежде всего тебе самому.


Это ее самый первый комикс! Про улитичек. Поскольку ребенок левша, то порядок картинок немного нетрадиционный. В последующих комиксах я постался обьяснить ей порядок следования картинок. Но порядок диалогов внутри кадра остался "левосторонним". Кадр 1: мамаулитка говорит детишкам: "Пошли гулять". Кадр 2: они встретили друга. Кадр 3: обменялись приветствиями. Кадр 4: все улиточки спрятались и мама спрашивает: "Что такое?" Кадр 5: это пришли фломастеры, а улиточки их очень боятся

 


 Две дочкиных черпахи. Первую я не удержался и обвел

 Вторая в авторском варианте

 

Комикс про гусеничек. Порядок диалогов внутри кадра — "левосторонний". Порядок кадров традиционный. Кадр 1: ползет гусеничка и говорит: "Эй!" Кадр 2, встретились: "Кто ты?" "Я Маша" " Я Ф..." (она придумала какоето имя мудреное...) " Покрасим?" (имеется в виду "порисуем"). Кадр 3: Он рисует палочки, она кружочки (фрейдистам молчать! ребенок в 4 года о ваших глупостях ничего не знает!). Он и она: "Хорошо!" Кадр 4 (кульимнация): "У меня родится" " Кто? А — ребенок?" Кадр 5: родился, их стало трое. Кадр 6: они стали бабочками и улетели

 

 Пчела, которую нарисовала моя дочка. Я, конечно, не удержался, немного подправил. Но рисунок авторский!

 

 Кстати, котик, с которого я начал котокомиксы

 

Оля Дегтярева


о себе

Родитель-иллюстратор может рисовать в неограниченном количестве и неограниченно фантазировать.

о детях

Старший не очень любит рисовать. Я помогаю ему нарисовать какихнибудь супер-героев или пиратскую карту. Играем в квесты, больше всего любим просто подурачиться, придумывать смешные рифмы к словам и просто "постоять на голове". Младшая пока что мажет краску на бумагу, как масло на хлеб, и получает массу удовольствия от этого. Специально ничем не занимаюсь, ситуативно включаюсь в то, что делает она. Ну и обычные девочковые занятия суп из пластилина сварить и кашу из чего попало. Я вот недавно покрасила стену в черный цвет, чтоб мелом рисовать. Для себя не меньше, чем для детей) Им нравится, в основном потому что это стена и на ней МОЖНО рисовать и стирать, рисовать и стирать ) Когда сын проявляет интерес, я с удовольствием показываю и рассказываю, чток чему. Вместе смотрим красивые картинки на Behance. Я советуюсь, какая картинкаили герой больше нравится.

о находках в детских рисунках

Пару раз было такое. Дерево один раз позаимствовала, и какие-то существа прикольные были. Сейчас не нашла уже. Замечательно то, что они не знаю "как должно быть", поэтому отпускают себя в процессе и получается неожиданное и интересное, как специально никогда не сделаешь. Сейчас уже это ушло, сад, школа или что-то еще сделали свое черное дело.

о штампах

До какого-то возраста я сына учила и показывала ему, как рисовать. Потом ему перестало нравиться и забросили. Сейчас по ситуации: в школе надо что-то нарисовать и мы тренируемся на конкретную тему. Я хвалю за все нарисованное, потому что сынрисует очень мало и, если это случается, я уже очень рада) В детском саду слышала про "плохой" черный цвет и прочую чушь. Расстраиваюсь, конечно. Пытаюсь реабилитировать в глазах ребенка все "неправильные" цвета и другое. На словах ипримерах. Но мой авторитет против учительского слабоват. Особенно меня убивает, когда из заготовок все дети в группе делают совершенно одинаковые поделки. У учителя всегда есть какое-то педагогическое объяснение этому.

о табу и чувстве прекрасного

Я очень трепетно отношусь к визуальному ряду во всем: и в книгах, и в игрушках особенно. Но далеко не всегда дети так же могут порадоваться и оценить мой изысканный вкус. То есть я вижу, что самая обычная книжка с совершенно жуткими (для меня) иллюстрациями вполне может понравиться. Может быть, если совершенно со всех сторон окружить ребенка прекрасным, у него сформируется хороший вкус. Но мы видим все и разное, я стараюсь рассказывать, что такое хорошо и что такое плохо. С мультиками то же самое: ну делаю я тщательный отбор, а потом пойдем куда-то посмотрят смешариков и все) Я не делаю из этого трагедии.

о выборе

Я одна в своей семье вдруг художником случилась. Думаю, я легко отпущу ребенка искать другие занятия. Не собираюсь нависать и перетягивать в свою сферу, хочу чтобы сам себя нашел.

 

Тим Яржомбек


обо всем вкратце

Иллюстратор-родитель отличается продуктивностью: ребенок ест, ура, у тебя есть 15 минут чтобы поработать! И никакой прокрастинации. Специально ничему не учу. Но дети ходят в кружок, где, скорее, учат смотреть. Я сам не рисовал до 13 лет. Конечно же, я хочу, чтобы ребенок стал банкиром. Или была идея: кого-нибудь заставить выучить “Кокос” и сделать семейное предприятие производству айпадигр. Табу на любой иллюстрации — никаких большеголовых!

 

Евгений Тонконогий


о родителе-иллюстраторе

«Взрослый» папа смотрит мультики, читает комиксы, рисует. Но не думаю, что это уникальное отличие от других родителей, свойственное только художникам иллюстраторам. Дети знают, что я рисую. Иногда видят сам процесс и результат. Относятся спокойно. Дома всегда есть бумага, краски, карандаши. В этом плане я, конечно, ближе к детям, чем, скажем, хирург.

о семье

Мне очень нравилось быть в мастерской с родителями. Помню запах краски, растворителей, творческий беспорядок, печатный станок, кучу рисунков разных, электрокамин и лавалампу в темной комнате, пластинки, большие колонки, веселых и шумных гостей. Но на самом деле мастерская была в полуподвале: не лучшее место для ребенка. Там было сыро и прохладно, а я все время болел. Но мне казалось, что там дико уютно. Можно было все время рисовать, практически любыми красками и на любой поверхности.

о детях

Чем иллюстраторский ребенок отличается от другого ребенка? У него две головы, крылья и симпатичный хвост ) А вообще, вместе мы печем печенья, кексы, играем, смотрим кино. Обычные, как мне кажется, вещи. Старшая дочь занимается плаванием. В художественную школу не отдаем. Много уроков: ребенок и так большую часть дня проводит сидя. Младшая плавает и ходит на подготовку в балетную школу. В эту школу мы попали случайно и без особого рвения. Но занятия гимнастикой, акробатикой и ритмикой для Вероники вполне подходят. Не думаю, что старшая станет пловчихой, а младшая обязательно балериной. Но навыки эти точно не помешают.

о детском рисовании

Дети не занимаются «иллюстрацией». Они просто рисуют, когда хочется рисовать и есть условия и инструменты. Если человек чем-то увлекается серьезно, то можно думать о том, как развивать его дальше. Отдать в художественную школу, например. Я всегда помогаю рисовать, если попросят. Мнение не навязываю. Не хвалю каждую кляксу. Хвалю искренне, если есть за что. И мне больше нравится, как дети рисуют в дошкольный период. Лучше пластика рисунка, точнее и легче метафоры. В школе пытаются научить рисовать «по правилам». Но за один урок в неделю никаких результатов быть не может. В школе предмет считается вторичным, для галочки. Все эти слипшиеся альбомы только отбивают желание рисовать.

Алиса много рисовала, когда была младше. Сейчас тоже рисует, но меньше. У нее, как правило, были сюжеты из окружающего мира. Когда у меня была борода, все мужчины на Алисиных рисунках были с бородой, курили и работали. Это новогодний праздник изображен. Художнику лет 5 было. Меня в этой иллюстрации устраивает все, кроме того, что я так не умею


У Вероники передать образ получается легко и быстро. Вот тут, например, сразу понятно, кто это. Веронике скоро 5 лет

Алисина картинка Свидание в баре

 


Нужно было нарисовать разных персонажей в журнал. Просили "как будто рисовал ребенок". В итоге, ребенок и нарисовал. У меня бы так не получилось. На иллюстрации Оззи Осборн, Мадонна, Черчилль, Рейган, Хемингуэй, Билл Косби, Юнг, Гор Видал, Мэл Гибсон, Заппа, Леннон

 

о будущем

В нашей семье не все художники и есть выбор, кем стать. У меня нет амбиций в плане того, чтобы передать профессию. Важнее, чтобы дети, когда вырастут, занимались тем, что интересно им самим. Хотя, если они в итоге займутся изобразительным искусством, я буду рад. Стараюсь как можно больше общаться. Творческие порывы поощряю, но не заставляю и специально рисовать не учу.

о вкусе

Запретами вкус не сформировать. Стараюсь, конечно, следить за тем, что дети смотрят по телевизору и в интернете. Но нужно сначала показать хорошие мультфильмы и фильмы, прочитать детям интересные книжки с хорошими иллюстрациями, купить хорошие игрушки, одежду. Создать привычку к определенным визуальным образам. Дальше ребенок будет «фильтровать» поток информации сам.