Алиса

Анна Филиппова, 16 сентября 2014

Летним днем 1862 года профессор математики Оксфордского университета Чарльз Доджсон предпринял речную прогулку в компании трех дочерей своего коллеги. Чтобы развлечь своих спутниц во время катания, он на ходу сочинил сказку про девочку Алису. Что было дальше — все знают. Поговорим же лучше об иллюстрации. За 150 лет, прошедших с первой публикации, сказка «Приключения Алисы в Стране чудес» не только стала одной из главных детских книг, но и навязчивой идеей среди рисовальщиков. Сотни художников создали собственные интерпретации безумной кэрролловской вселенной.

Иллюстрации Льюиса Кэрролла


Первым, как ни странно, был сам автор. Свою историю он записывал от руки и тут же на полях делал зарисовки. Интересно, что внешность главной героини он срисовал не с Алисы Лидделл, а с дочери другого своего друга — длинноволосой блондинкой Мэри Бэдкок. Впрочем в будущем этот факт не остановил многих художников и мультипликаторов от того, чтобы изобразить Алису с темными волосами. Правда, какой именно цвет волос задумал сам автор понятно тоже не до конца, потому что его рисунки были выполнены в одном цвете.

 

Оригинальные иллюстрации автора так никогда и не увидели свет в качестве тиражного издания. Они вошли в чистовую рукопись, которую Кэрролл подарил младшей Лидделл. Сейчас этот манускрипт с 37 перьевыми иллюстрациями хранится в Британской Библиотеке и целиком доступен онлайн.

 

Иллюстрации Джона Тенниела

Первое издание книги вышло в 1865 году с иллюстрациями сэра Джона Тенниела, английского художника-карикатуриста. Его рисунки тут же были отмечены критиками, тогда как сама сказка поначалу осталась незамеченной. Над созданием всех образов Кэрролл и Тенниел работали вместе. Они обсуждали буквально каждый рисунок, и мнение писателя почти всегда побеждало. Однако в некоторых моментах Тенниел был непреклонен, среди прочего он отказался рисовать образ главной героини с портрета Мэри. Поэтому тенниеловская Алиса, ставшая в будущем эталоном, — это уже совершенно другая девочка. Интересная легенда связана и с герцогиней, которую по словам некоторых историков, Джон Тенниел позаимствовал с картины фламандца Массейса, изображающей Маргариту Маульташ, которая имела репутацию самой некрасивой женщины Средневековья.

 

Еще один образ, позаимствованный иллюстратором из реальности, — Болванщик. Известно, что его прототипом стал известный оксфордский сумасшедший, торговец мебелью по имени Теофилиус Картер.

 

Иллюстрации Артура Рэкхема

Долгое время канонические иллюстрации Тенниела были единственными. Но в 1907 году истекли исключительные права на публикацию книги, и десяток художников по заказу разных издательств сели рисовать свои версии «Алисы». А уже в октябре этого года в продаже появились сразу четыре новых издания книги. Самое популярное из них оформлено Артуром Рэкхемом. Его рисунки стали первыми напечатанными в цвете иллюстрациями к «Приключениям Алисы в Стране чудес», что стало возможно благодаря значительным улучшениям в процессе книгопроизводства. Сегодня оригинальный тираж и несколько ранних переизданий с иллюстрациями Рэкхема считаются большой букинистической редкостью и обитают в основном на полках коллекционеров.

 

Иллюстрации Леонарда Вейсгард

Еще один небезызвестный художник «Алисы» — американец Леонард Вейсгард. Его издание вышло в 1949 году. Вейсгард начинал с картинок для журналов Good Housekeeping, The New Yorker и Harper’s Bazaar, затем сделался довольно известным детским писателем и иллюстратором, написал под две сотни своих книг и проиллюстрировал множество чужих. Он рисовал гуашью, пастелью, чернилами, плакатной краской и даже обыкновенным мелом, а также использовал коллажные и трафаретные техники. Его яркие, графичные рисунки — созданные без всякой оглядки на Тенниела или Рэкхема — очень повлияли на то, с каким безумством современные художники начали изображать «Алису», перестав заглядывать в каноны. 

 

Иллюстрации Сальвадора Дали

Самый дорогостоящий артефакт из истории этой книги — серия литографии Сальвадора Дали, созданная в конце 60-х д по заказу нью-йоркского издательства Maecenas Press-Random House. Для роскошного подарочного издания «Алисы» Дали нарисовал 13 гуашей, на основе которых было сделано по одной гелиогравюре к каждой главе книги и четырехцветный фронтиспис. На каждом рисунке видна тень этой заглавной гравюры, которая в каждой следующей иллюстрацией все глубже проваливается в сюрреализма Кэррола, помноженный на сюрреализм Дали.

 

Иллюстрации Туве Янссон

Еще одно легендарное имя в длинном списке — Туве Янссон. За несколько лет до рождения муми-троллей она нарисовала серию иллюстраций для шведских изданий Кэрролла, сначала для «Охоты на Снарка», затем для «Алисы в Стране чудес».

 

Иллюстрации Ральфа Стедмана

Другое известное издание книги вышло в 1973 году, проиллюстрированное картинками Ральфа Стедмана, британского художника и мультипликатора, который был знаменит благодаря своим рисункам к «Страху и отвращению в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона — другой не менее (но и не более) психоделической книге.

Перечислить всех важных иллюстраторов, которые рисовали «Алису», не представляется возможным. На эту тему в 2013 году даже вышла 200-страничная книга Illustrating Alice, в которой собраны в том числе и абсолютно неизвестные вещи.

Книга Illustrating Alice

 

А из современников еще хочется показать японку Яёй Кусаму:

 

И отличную серию австрийской художницы Лисбет Цвергер:

 

Кстати первой женщиной, проиллюстрировавшей Кэрролла, стала его давняя подруга Гертруда Томпсон. Ее рисунки украшают специальное сокращенное издание книги The Nursery Alice:

 

Художник Джон Вернон Лорд сделал иллюстрации только для «Алисы в Зазеркалье», но не показать их тут невозможно:

 

Самая экзотическая «Алиса» — в картинках Донны Лесли для австралийской версии книги, где вместо белого кролика пробегает кенгуру-альбинос, и вообще много всего интересного: 

 

А самая традиционная, почти диснеевская версия нарисована Либико Марайей:

 

Из русских художников, оформивших книгу, главным считается Геннадий Калиновский. К изданию 1974 году он нарисовал более 70 монохромных иллюстраций, а в более поздних редакциях дополнил их цветными рисунками:

 

Однако все советские дети помнят Алису как девочку с темной челкой и вздернутым носом — благодаря Ефрему Пружанскому, автору советского мультфильма «Алиса в Стране Чудес»:

 

Еще немного иллюстраций разных авторов и разных лет: