100 лучших по мнению Taschen

Анна Филиппова, 21 января 2014

В середине декабря в издательстве Taschen вышел двухтомник 100 illustrators за авторством известного американского дизайн-критика Стивена Хеллера. Кроме прочих талантов и заслуг, Хеллер еще и настоящий ударник труда — он написал уже более 120 книг по иллюстрации и дизайну. А это издание, пожалуй, можно назвать одним из самых масштабных его трудов. По всем формальным признакам 100 illustrators обещает стать программным справочником по современной иллюстрации. Чтобы лично в этом убедиться, мы заглянули внутрь.

 

На протяжении нескольких лет Taschen издает серию Illustration Now!, в которой собираются работы интересных иллюстраторов со всего мира, открываются новые имена и отдается дань уважения именам заслуженным. Эта серия и легла в основу будущей книги, а ее составитель, один из постоянных контрибьюторов издательства, Джулиус Вейдман (Julius Wiedemann) стал соавтором Хеллера. Вступительная часть книги отвечает на самый важный вопрос — каким же образом были выбраны эти 100 иллюстраторов? Изначально Хеллер и Вейдман составили лонг лист из 600 имен, в него вошли все упомянутые в нескольких томах Illustration Now! художники. Затем — и тут начинается самая сложная часть — основываясь на уникальности, жанровости и стиле иллюстраторов, авторы самым решительным образом сократили свой лист.

 

Безусловно, этот список субъективен — у каждого получилась бы своя сотня. Но очевидно, что Хеллер хотел сделать не просто еще одну авторскую книжку о современной иллюстрации, а всеобщий и в некотором смысле даже итоговый на сегодня срез. Никто не забыт, ничто не забыто. Поэтому 100 illustrators своими масштабами напоминает скорее том Большой советской энциклопедии — 640 страниц. Хорошо, что Taschen всячески игнорирует россказни сведущих людей о смерти бумажного книгоиздательства и продолжает печатать и благополучно продавать такие колоссальные фолианты.

 

Всех участников книги можно условно разделить на три группы. Во-первых, внушительные звезды (в основном американской) иллюстрации, живые классики, вроде Сеймура Хваста (Seymour Chwast), Бреда Холланда (Brad Holland) или Пола Дейвиса (Paul Davis). Во-вторых, вечно молодые и вечно модные рисовальщики, среди которых хулиган Гэри Бейзман (Gary Baseman), любимец журнала New Yorker Кристоф Найман (Christoph Niemann) и другие. В-третьих, талантливые и работоспособные художники, в их числе Мирко Илич (Mirko Ilic), Анита Кунц (Anita Kunz), Иштван Баньи (Istvan Banyai), без которых невозможно представить себе ландшафт современной иллюстрации. В целом список 100 illustrators довольно предсказуем, но тем и хорош.

 

Про каждого героя Хеллер написал небольшое эссе, тут же дан список выставок и публикаций иллюстратора (для внушительности — сразу на трех языка) и несколько разворотов с его работами. В качестве вишенки на торте — каждый художники специально для книги нарисовал автопортрет.

Автопортрет Элис Веллингер


 

Авторы пытались захватить все области иллюстрации. Но по понятным причинам сделать это непросто, поэтому центральное место отведено editorial-рисунку — как некой «ничейной» территории, на которой встречаются представители самых разных уголков индустрии.

Главное преимущество этой книги, которое полностью оправдывает довольно бессмысленную привычку составления списков, — нам ясно виден ее читатель. Это человек, который хочет изучить сегодняшнюю иллюстрацию от и до. На людей посмотреть, конечно, с целью когда-нибудь и себя показать. Хеллер и Вейдман сделали иллюстраторам, в особенности начинающим, королевский подарок и в перспективе сэкономили кучу времени. И потом только так — собрав все главные имена под одной обложкой — можно почувствовать значительную поступь современной иллюстрации, кажется, уже шагнувшей в вечность.