Зачем мы это делаем?

Анастасия Селезнева, 22 марта 2016

Зарисовки с натуры перекочевали с полей школьных тетрадей в скетчбуки и оформились в самостоятельный жанр, доступный и близкий не только тем, кто провел детство в художественной школе. Когда картинок набирается достаточное количество, странички блокнота бережно сканируются и отправляются в интернет, где их могут увидеть и оценить другие пользователи сети. Причем если с первыми все понятно: результаты творчества можно удержать в себе примерно с тем же успехом, что и кашель при бронхите, то мотивы остальных посетителей туманнее – зачем мы снова и снова открываем иллюстрации в Pinterest, подписываемся на тематические аккаунты, паблики и сайты, рассматриваем пояснения к чьим-то мыслям и взглядам на мироздание?

Иллюстрация Валеры Thewatt

 

Смотрим картинки в поиске вдохновения

Обе реальности, виртуальная и не очень, забиты иллюстрацией так, словно половину срока от сотворения мира отмотали в картиночных лагерях. Меняются материалы, остается душа. Насмотревшись чужих идей, мы начинаем замечать непривычные стороны обыкновенных вещей, а разнообразие техник и материалов дает ощущение, что посмотрел ты на эти самые вещи минимум сотней глаз. После такого ужасно тянет что-то свое вытворить – не то Молескин купить, не то стены покрасить позатейливее или новые ракурсы съемки в instagram исследовать.

 

Изучаем чужое, чтобы обрести уверенность в своих творческих силах

Кто знает, сколько талантов сгубили эпохи канонов? Современные иллюстрации из редакторских подборок на тематических сайтах заменяют абонемент к психотерапевту – они настолько разные, что не описать. И на каждую манеру находится зритель, чувствующий в этой иллюстрации что-то созвучное. Настройки оценки «Круто!» у каждого свои, и только слепое копирование чужого стиля, как правило, не вызывает ничего. С картинкой как с песней – если сам ее не прочувствовал, то с любым уровнем  мастерства исполнения интересен не будешь, не затронешь ничего.

 

Делимся хорошим настроением

Мы регулярно находим какие-то совершенно сумасшедшие рисунки и отправляем их знакомым, друзьям, в групповой чат. На любом сайте с иллюстрациями – как в Википедии, можно зайти и пропасть без вести. Разные картинки, авторы, подборки на любой вкус – так просто этого не заметить, но настроение улучшается, работоспособность повышается, стресс уходит. Ну и воображению зарядка.

 

Практикуем эпизодический эскапизм

В детском возрасте, когда окружающее пространство одновременно и узко, и не ограничено человеческими знаниями о нем, рисунки – такая же живая часть реального мира, как все вокруг. С помощью карандашей и бумаги воссоздаются любые предметы, осваиваются морские и космические дали. На картах появляются новые страны и столицы, на обоях – жители неизвестных земель, и даже в паспорте, если вовремя не убрать, кто-то может поселиться. Люди могут на какое-то время стать птицами, чтобы к ужину вернуться в привычное состояние – в детском сознании это не вызывает никаких противоречий. С годами у кого-то проступает граница между листом бумаги и миром вокруг, и тогда собственные рисунки остаются плоским следом красящего вещества на поверхности. Но потребность дотянуться до космоса не проходит, человек по-прежнему хочет оказаться в пространстве других возможностей. И на помощь приходят работы тех, у кого бумажный или цифровой мир так и не отделился от реального. Во взрослой жизни – с разной степенью грязи и обмана в социально-экономическом смысле, но примерно одинаковой в целом, с работами, авралами, бытом, бесконечным сравниванием себя с тем, кем мог бы стать – хорошие картинки, как и прежде, предлагают стать выпью и отсидеться до обеда в тростнике. Можно отказаться и продолжить войну с дедлайном, но с чувством сделанного выбора.

 

Иллюстрации не просто так заполнили социальные сети и прочие онлайн-ресурсы. Они перезагружают голову в течение дня, пополняют запас хороших (или плохих – это уже кому какие нужнее) эмоций, подталкивают к осуществлению задуманного («дерзай, пока еще не всё нарисовано!»). Есть где разгуляться.