Где деньги, Зин?

Анастасия Селезнева, 1 марта 2017

Вот рисуем мы картинки. За сомнительные сроки не берёмся, правки вносим вовремя, в дедлайн укладываемся, словом, работу свою выполняем. А чем отличается работа от хобби? Зарплатой. Несколько (десятков) человек не спят над иллюстрациями к одному проекту, в зависимости от степени его сложности. И у каждого планы, кредитки, ипотеки, желания – срочным внесением клиентских правок в три часа ночи в субботу ни один из участников процесса на благотворительной основе заниматься не готов. Иллюстратор лучше вспомнит, что он художник, продюсер и аккаунт-директор тоже найдут, чем заняться. Деньги, в общем, всех мотивируют.

И бывает так, что работу свою мы выполнили: картинка готова, всем спасибо, все свободны. А оплачивать проект заказчик почему-то не торопится. Ни сегодня, ни завтра, ни вообще. И начинается изнурительная переписка с бабушкиным котом в копии, звонки – всё о том, как денег нет, ждите. Мы ждём, не последние же картинки. Иллюстраторам гонорары перечисляем, над другими проектами работаем, должникам пальцем из таза грозить не перестаём. Но не пугают их наши пальцы, и в какой-то момент появляется мысль, что табачок врозь держать надо было с самого начала профессиональной дружбы. Иначе нужно в Фейсбук вакансию коллектора вешать.

Казалось бы, алгоритм получил – оплатил – не такое уж новшество в современном мире. Но с некоторыми ребятами не срабатывает. Причём сама ситуация злостного неплатежа отчего-то позором не считается и обращаться за новыми иллюстрациями к нам же не мешает. После чего мы всем офисом сидим с сидром и недоумением, чего в этой жизни не понимаем. И ведь правда не понимаем: никто же не ждёт, что врач установит имплант сейчас, а деньги ему переведут через два года. Частями. И в кафе тоже не принято через месяц расплачиваться. Вот и нам надо как-то из кризиса доверия выходить : или технологии исчезающих иллюстраций придумывать, чтобы те через какое-то время без подтверждения оплаты сами собой улетучивались, или ещё какие-то методы урегулирования ситуации изобретать. Потому что в суд долго, дорого и не хочется.

В связи с чем спросили коллег, а как они добывают из клиентов деньги?

Работаете по 100% предоплате? Ведёте «черный список» плательщиков, устанавливаете стрессовый допкост к работе,  берёте заложников? Много ли компаний зажимали оплату труда, сколько приходилось ждать дольше всего, чем грозились, что в ответ слышали? А мы посидим-послушаем.

Иллюстрации Валеры TheWatt

 

Дима Алексашин, руководитель проектов компании Astroshoсk 

1. Работаете по 100% предоплате? 

По 100% предоплате мы никогда не работали. Я не думаю, что кто-либо из наших клиентов согласился бы на такую форму оплаты по вполне понятным причинам. Мы работали пять лет по стандартной схеме (50/50 или 30/40/30), но в последний год поняли, что даже если ты хорошо знаешь клиента и дизайнера, все равно в какой-то момент возникнут правки, которые не внесли в первоначальный просчет, но очень хочется реализовать к запуску. Иногда такие доработки инициируются даже не клиентом, а дизайнером, которым мы редко отказываем в их фантазиях. Это абсолютно нормальная ситуация: разработка сайта от брифа до запуска может занять несколько месяцев, и кое-что за это время может измениться. 

В последнее время мы стараемся перейти к следующей схеме оплаты:

— если проект в предварительной оценке занимает не больше месяца, то мы работаем по схеме 50/50;

— если работа занимает больше одного месяца, то мы получаем 50% предоплаты, а после того, как эта сумма была отработана, продолжаем работу с клиентом, составляя еженедельные отчеты о потраченном на проект времени, и на основе их выставляем счета на промежуточные оплаты.

Эта схема дает клиенту представление об общем бюджете, а нам позволяет не идти на компромисс между классным результатом и прибылью.

 

2. Ведёте «черный список» плательщиков, устанавливаете стрессовый допкост к работе, берёте заложников?

Мы не берем заложников и не устанавливаем стрессовую ставку :) Наоборот, принципиально стараемся держать ее одинаковой для всех. Насколько я знаю, самый распространенный рычаг у разработчиков - заблокировать клиентский сайт до момента оплаты. Но, мне кажется, что это крайняя разовая мера, после которой нормальные рабочие отношения продолжаться не могут.

 

3. Много ли компаний зажимали оплату труда, сколько приходилось ждать дольше всего, чем грозились, что в ответ слышали?

Я скажу очевидное: не платили только те, с кем не было официального договора. Это были друзья, знакомые, друзья друзей из разряда «Да брось! Конечно, скоро оплатим. Тут все свои». Обычные клиенты, с которыми мы заключали соглашения, так или иначе оплачивали работу всегда. Самый долгий срок официальной постоплаты — около 5 месяцев. Кажется, не грозились ничем, до суда не доходило, но со всеми затяжными плательщиками и должниками мы в дальнейшем не работаем.

 

Саша Гладких, арт-директор и сооснователь Charmer Studio

Мы при первой встрече стараемся понять, насколько заказчик адекватный, и позже выставляем коэффициент рисков про осмечивании проекта. Делим работу на смысловые этапы с оплатой 50/50. В итоге вероятность потерь минимизируется.

 

Павел Самохвалов, рекламный фотограф 

У меня скучный ответ будет: я работаю в основном с крупными продакшнами, они - с крупными рекламными агенствами. Как правило, в этой сфере все ответственно относятся к репутации, бывают и здесь проблемы, но, к счастью, я с ними не сталкивался. Сталкиваются продакшны, конечно, но перед исполнителями в ответе они, и все разборки до меня не доходят. Постоплата общепринята и, как правило, оговаривается заранее. Все проблемы начинаются с частными заказчиками, с которыми я в итоге принял решение не связываться никогда. Связался раз и сильно пожалел об этом. Привлек деньги дружественного продакшна под множественное честное мужское слово "друга", а другу милее оказался его инвестор. Грустная история, продакшн компания в итоге судилась три года. Выиграли, к счастью, вернули расходы, ничего не заработали. У меня же случилось серьезное разочарование вообще в людях, что дороже всяких денег. Другая история была связана с журналом Офисиель, не один я пострадал, многим фотографам, визажистам не заплатили за большое количество сьемок. Какое-то время писал, потом надоело. Забыл, но с журналами больше не работаю. Вспоминать в деталях не хочу, а то напьюсь, а мне уже печень не позволяет. Но я не прощаю, а людей просто вычеркиваю из жизни и дальше улыбаюсь солнцу.)

 

Андрей Касай, иллюстратор

Не припомню, что бы мне приходилось выбивать деньги, по крайней мере, давно такого не было. Я стараюсь не работать с мутными ребятами, это неплохой фильтр. Почти со всеми придерживаюсь такой схемы: 50% предоплата, 25% после утверждения эскиза и 25% в конце. Вот и весь секрет, но это и не секрет вовсе.

 

Все проблемы постепенно решаются, что не может не обнадеживать. А мы, пользуясь случаем, передаём привет компаниям, которые к себе первые пару абзацев текста могут отнести. Алё, ребятки! Мы, конечно, держимся, но пора бы и честь знать.