Просто песня. Часть 2

9 октября 2012

Говорить про обложки, постеры и изображение музыки в картинках продолжают, вслед за Сергеем Максимовым, другие люди в теме. Опять смотрим на картинки и освежаем плейлист — с Петей Крыкиным, гитаристом группы Coockoo. Петя вот о вымирании культуры музыкальных обложек вообще не слышал.


Петя Крыкин
гитарист группы Coockoo

Если честно, я не слышал про это. Но человек в костюме супергероя, сидящий рядом, подсказывает, что культура обложек зависит от культуры самих дисков и пластинок. Говорит, материальное воплощение всего этого уже лет 10 как накрылось тазом с символикой в виде кнопки download, такой стрелочки вниз (хочется сказать, что символично вдвойне, но не факт). Кибертазом, иными словами. А в современном интернете обложка живет по правилам современного интернета: недолго. Все красивые картинки, которые тебе понравились, должны успевать куда-то сохраняться, потому что через несколько часов придут тонны уже новых красивых картинок.

Но не все так плохо. Музыка никуда не делась (а только наоборот), значит и то визуальное, что она с собой несет, остается. Материализованное — да, в меньших объемах; цифровое — в новом воплощении. Теперь вообще зачем обложка альбома, если можно обложку к каждой песне? Или зачем вообще обложка, если можно сайт? Или приложение для айпада. Иными словами, культура просто переродилась. И жизнь вне кибертаза также сохранилась: фирменные диски остались нужны, чтобы круто было поставить их на полку, купить из-за дизайна/коробки/буклета, взять куда-нибудь в поездку и пр.

Не думаю, что во времена, когда мы даже перестали e-mail называть «мылом», уместно расстраиваться по этому поводу.

Покажи крутые обложки с иллюстрациями.
Незанудный ответ — через 2 абзаца вниз по тексту. Есть такая интересная штука — предвзятость. Это очень полезное изобретение, помогающее мозгу воспринимать информацию не как суперчужую (то есть сложную, требующую анализа и пр.), а как что-то, наполовину известное, «свое», не пугающее. Так вот, здесь она и проявляется вовсю: название любимой группы (если оно присутствует) поверх картинки работает как феромоны. Поэтому, отчасти, лучшие обложки выбираются уже после прохода сквозь такой необъективный фильтр. Но это неплохо, по-другому вроде бы это не работает.

Если посмотреть на любой дурацкий рейтинг «n лучших обложек всех времен», то можно заметить, что почти все группы там легендарны, с мегавкладом в историю музыки, а их обложки в рейтинге — это уже что-то типа дополнительной награды. Именно поэтому всякий китч вроде младенца, ныряющего за долларовой купюрой, приобретает ценность. Вот это да, не правда ли? Вы только посмотрите, например, на обложку Dire Straits — Brothers In Arms...



Из популярного и мной любимого я бы отметил:

Grace Jones — Slave To The Rhythm (1985)

Потому что это уловка.

 

 

Deep Purple — Deep Purple

Потому что красиво и распределенно. Клянусь, что узнал авторство полотна после того, как обложка занравилась.

 

Pink Floyd — Wish you were here

Потому что всегда, когда я на нее смотрел, я в мыслях, ассоциациях и настроениях улетал в этот странный ретрофутуристический мир с причудливыми киношными синтезаторными звуками, долгими вступлениями и всем прочим космическим, за что я позже полюбил этот альбом. Это обложка к несуществующему фильму.

 

Pink Floyd — Animals

Мне нравится монументальность и, опять же, странность иллюстрации. Очень был рад увидеть Battersea Power Station своими глазами.

Вообще, все, что делает Сторм Торгерсон — круто. Тут и обложки Питера Гэбриеля, и Cranberries, и Muse — все прекрасное и по большому счету узнаваемое. Мне кажется, на территории такого опасного жанра у него все получается как надо.

 

Placebo — Sleeping With Ghosts

Если честно, я не сильно разбираюсь в Placebo. Но картинка нравится.

 

Led Zeppelin — IV

Люблю простые формы и паттерны. Люблю обои и объекты поверх.



Отдельным пунктом стоит Стенли Донвуд. Это художник, работающий уже почти 20 лет с Radiohead. Очень удачный пример долгосрочного самовыражения, постоянства стиля и иррациональности, которой очень сильно не хватает всему современному. Я говорю о случайностях, всяких некомпьютерных кляксах, уверенно выглядящих непонятностях и пр.

В качестве примера можно привести самую любимую (наверное) его обложку для альбома Kid A. Я специально когда-то купил диск в Пурпурном Легионе за 400 руб., чтобы поразглядывать сумасшедший буклетик из диска.

 

Radiohead — The king of limbs

Альбом-газета The king of limbs с кучей арта, придя по почте, для меня оказался уже слишком «завернутым», но сам факт вызывает дикое уважение. Это хорошая иллюстрация того, что современные обложки вполне себе живут и вполне себе могут развиваться, расширяться до чего-то большего и т.д.

 

Еще что-то осталось в айподе: у меня обложки показываются у 10% всех групп, поэтому вот, что я нашел там.

Arcade Fire — The Suburbs

 

Arctic Monkeys — Favourite Worst Nightmare

 

Kasabian — Velociraptor

 

Modeselector — Happy birthday

 

Kanye West — My Beautiful Dark Twisted Fantasy

 

Впрочем, чего там умничать. Не могу не показать и вот эту, скажем, любимую обложку. Согласитесь, классно?

 

Как стиль музыки влияет на стиль обложки? Почему одни ребята «продают» свои лица — как многие рок- и поп-музыканты, а другие — образы? Какой путь ближе тебе?

Я знаю, что в горячо нелюбимом мной металле все довольно просто с влиянием стиля музыки на обложку. Тут даже мой друг в костюме супергероя рядом не хочет ничего говорить.

Впрочем, так почти везде: чем конкретней (выраженней) стиль, тем больше влияния на обложку. Естественно, со статистически-невозмутимой позиции. Визуальные атрибуты каждого жанра нет смысла перечислять. Но в целом, я не вижу какой-то специальной закономерности в выборе лиц или «образов» в зависимости от стиля. Дело скорей в «обработке». Плюс есть мнение (мое), что с лицами чуть проще, потому что меньше надо рисовать.

Лично мне ближе путь крутой обложки. Т.е. не важно, иллюстрация там или лицо — крутым (и не) может быть все.

Для своей Coockoo я рисовал «образы». Потому что в лица проблематичней впихнуть ту тонну внутренних штук, отсылок, ассоциаций, подтекстов, локальностей и «атмосферностей», которую я намеревался впихнуть в обложки. Получились такие визуальные отпечатки того, как это все делалось, когда, что тогда было на уме, в жизни и в настроениях. Впрочем, это довольно стандартно.

 

Какие анимированные клипы тебе запали в душу? Или запомнились?

Как всегда, самое крутое вспомнится потом. Мне очень нравится художник David O'Reilly, поэтому, например, этот клип U2:

 

Мне нравится клип Radiohead на песню There There:

 

Крутой Blockhead — The Music Scene:

 

Massive Attack тоже стоит упомянуть:

 

А еще, кажется, наступил ренессанс афиш, или концертных плакатов...

Сейчас очень много групп, очень много концертов и очень много средств самовыражения. Средства просты настолько, что путь от создания картинки (в нашем случае) до ее материализации иногда занимает пару кликов. Нарисовал, отправил, забрал из типографии. Или из принтера. Поэтому, помимо того, почему бы не быть музыкантом, — почему бы не рисовать афиши? Почему бы не самовыражаться, не пиарить дополнительно таким образом группу и за счет этого в целом не делать добра?

Я думаю, что везде, где есть дополнительный бюджет на крутых ребят, его используют на крутых ребят. Самиздат — там, где мало денег, или где это само по себе какой-то стиль. Так как групп безумно много, в том числе - никому не известных, то почему бы им совместно с никому не известными иллюстраторами не помогать друг другу — не думаю, что так только за границей. Некоторым группам, конечно, может сказочно повезти иметь в коллективе заодно и дизайнера:) Но вообще, лучше сконцентрироваться на музыке, потому что это самое важное. И в идеале я, конечно, лишний раз бы попридумывал какую-нибудь партию, а вот арт попросил бы сделать какого-нибудь Эрвина Олафа, скажем. Пойду отправлюсь в прошлое уговаривать себя 10-летнего начинать копить на эту идею.